Положение о классном руководстве
Классный руководитель должен быть организатором ученического коллектива
класса, хорошо знать учащихся, условия их жизни, особенности характеров,
их интересы и склонности и с учетом этого проводить разностороннюю работу
с классом по решению учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой.
Классный руководитель - это педагог-профессионал, духовный посредник
между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной человечеством,
организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей
деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального
самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию
процесса его социали-зации.
В своей деятельности педагогические работники, осуществляющие
классное руководство, руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка,
Конституцией РФ, Законом РФ "Об образовании", законодательными актами
Российской Федерации и Свердловской области, нормативными правовыми актами
Министерства образования РФ и Свердловской области, регулярно читают методическую
литературу.
Классное руководство осуществляется как педагогическая
функция, обеспечивающая организацию воспитательного процесса в основном
его звене - первичном ученическом коллективе.
В работе с конкретным коллективом учащихся классный руководитель
изменяет содержание и соотношение видов деятельности школьников в зависимости
от их возраста и уровня воспитанности. Он учитывает также особенности
социальной обстановки в стране и конкретные условия школы, класса. Планирование
воспитательной работы по видам деятельности обеспечивает разносторонность
взаимодействия школьника с окружающим миром, позволяет предупредить однобокое
влияние школы, сведение ее воспитательного влияния к узкому кругу однообразных
дел, широкого процесса воспитания личности - к обучению.
Классный руководитель должен владеть целой палитрой форм
организуемой деятельности. Необходимо отметить, что количество форм коллективной,
группой и индивидуальной деятельности учащихся безгранично. Выбор и создание
новых форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так
и конкретной ситуацией, в которой оно осуществляется. Но вместе с тем
форма не может быть самоцелью, она создается как выражение глубокого психологического
замысла и реализации воспитательной цели. В этой связи совершенно очевидно,
что классный руководитель должен обладать методическим запасом образованных,
распространенных в практике школьного воспитания и наиболее популярных
форм работы со школьниками, особенно дискуссионных, игровых, состязательных,
творческих и др.
Классный руководитель работает по плану, составленному
на четверть или полугодие, в котором кратко определяются конкретные мероприятия
по воспитательной работе с классом исходя из наиболее актуальных задач,
стоящих перед школой.
План классного руководителя утверждается директором школы.
В крупных школах директор школы может поручать утверждение части планов
классных руководителей заведующему учебной частью. Классный руководитель
подотчетен в своей работе директору школы, заведующему учебной частью
и педагогическому совету.
Целью классного руководства является формирование
ценностных ориентации обучающихся, определяющих общую гуманистическую
направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности
и общества, принципам государственной политики в области образования и
определенных Законом РФ "Об образовании". Цель его работы с классом состоит
в создании благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе,
а также в координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей,
руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на
становление личности его воспитанников.
Задачи классного руководства:
-
Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды,
обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
-
Организация всех видов коллективной и индивидуальной , деятельности,
вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью
представителей всех социальных институтов воспитания.
-
Коррекция индивидуального развития учащихся класса, I способствующая
свободному и полному проявлению и развитию их способностей.
Основополагающими для классного руководства являются
следующие принципы:
-
гуманистическая направленность: в центре внимания классного руководителя
- развитие личности каждого обучающегося закрепленного класса (учебной
группы), обеспечение прав и свобод обучающихся;
-
коллегиальность в организации воспитательного процесса: участие в
нем обучающихся, их родителей (законных представителей), а также педагогических
работников;
-
системность: обеспечение взаимосвязанности и целостности усилий всех
участников воспитательного процесса;
-
природосообразность: выбор форм организации воспитательного процесса
с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ценностных
и целевых ориентации коллектива образовательного учреждения, объективных
условий его жезнедеятельности.
Основные направления классного руководства:
-
Аналитико-прогностическое: изучение индивидуальных особенностей обучающихся
и динамики их развития; выявление специфики, определение состояния и
перспектив развития классного коллектива.
-
Организационно-педагогическое: организация и стимулирование творческой
деятельности обучающихся; установление связей семьи и образовательного
учреждения; координация педагогических работников в вопросах организации
обучения и воспитания в закрепленном классе (учебной группе), индивидуальная
работа с обучающимися; формирование классного коллектива.
-
Коммуникативное: развитие и регулирование межличностных отношений
между обучаююимися и педагогическими работниками, содействие развитию
общего благоприятного психологического климата в коллективе.
В процессе своей деятельности классный руководитель:
-
получает регулярную информацию о физическом и психическом здоровье
воспитанников, их успеваемости и поведении;
-
по мере необходимости обращается за методической и организационно-педагогической
помощью к руководству образовательного учреждения, методическим объединениям,
работающим в нем;
- выносит на рассмотрение администрации, педагогического совета или
совета образовательного учреждения предложения, направленные на улучшение
жизнедеятельности детского коллектива закрепленного класса, отдельных
обучающихся;
-
по согласованию с администрацией образовательного учреждения приглашает
родителей (законных представителей) для оказания помощи, координации
действий в воспитании их детей, обращается в комиссию, инспекцию по
делам несовершеннолетних и другие организации для решения вопросов,
связанных с обучением и воспитанием обучающихся класса;
-
систематически анализирует динамику личностного развития обучающихся;
- контролирует ведение дневников;
-
проводит классные часы (собрания, "часы общения" и т. п.) и родительские
собрания;
-
содействует деятельности родительского комитета класса (учебной группы);
- при поддержке коллег и родителей (законных представителей) осуществляет
диагностику воспитанности обучающихся, эффективности воспитательной
работы с ними;
- повышает свою профессиональную квалификацию в целях совершенствования
воспитательного процесса;
- планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии
с требованиями к планированию, установленными администрацией образовательного
учреждения для классных руководителей;
- ведет личные дела обучающихся, дневник (журнал, карту и т. п.) педагогических
наблюдений за динамикой развития обучающихся и коллектива класса (учебной
группы) в целом;
- осуществляет постоянный текущий контроль над учебным процессом;
- работает с родителями по всем профессиональным, воспитательным и
бытовым проблемам учащихся;
- ведет индивидуальную работу с "трудными" учащимися и их родителями;
- осуществляет сбор сведений о семьях с указанием места работы, жительства,
контактных телефонах;
- осуществляет организационную поддержку досуга школьников.
Классный руководитель является организатором разнообразных
видов жизнедеятельности детей:
- познавательной, которая расширяет кругозор школьников, приобщает их
к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании,
способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;
- трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных
ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного
труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего
уважительное отноше-ние к материальным ценностям как средству существования
человека;
- художественной, развивающей чувственные мироощущения, потребность
в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным
отношениям и стимулирующей художественную самодеятельность школьника;
- спортивной, культивирующей здоровый образ жизни, формирующей силу,
выносливость, пластичность и красоту человеческого тела;
- общественной, содействующей социализации школьника, приобщающей его
к активному преобразованию действительности;
- ценностно-ориентировочной, направленной на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной
причастности к миру во всех его проявлениях;
- свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их
общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их
деятельности является общение с "другим человеком" как ценностью.
Полномочия классного руководителя:
- получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье
детей;
- контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
- контролировать успеваемость каждого ученика;
- координировать работу учителей-предметников, организовывать педконсилиумы,
"малые педсоветы";
- выносить на рассмотрение администрации, педагогического или методического
совета школы согласованные с коллективом класса предложения;
- посещать уроки учителей и внеклассные занятия в своем классе;
- оценивать поведение учащихся по согласованию со всеми учителями класса,
объявлять благодарность классу в целом и отдельным учащимся за успехи
в учении, труде, общественно полезной работе и поведении, а также порицание
учащимся за допущенные проступки;
- входить в педагогический совет с предложениями о поощрениях учащихся
за отличные успехи в учении, труде, другой общественно полезной работе
и за примерное поведение в установленном порядке, а также об исключении
из школы отдельных учащихся за серьезные проступки, если в отношении
к ним были исчерпаны все другие меры педагогического воздействия;
- вызывать родителей учащихся для совместного решения вопросов, связанных
с улучшением учебной и трудовой деятельности школьников и их воспитанием;
- проводить собрания родителей класса;
- приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу;
- по согласованию с администрацией обращаться в отдел по профилактике
правонарушений среди несовершеннолетних (ОППН), советы содействия семье
и школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением
и воспитанием учащихся его класса;
- определять программы индивидуальной работы с детьми;
- по согласованию с администрацией и с разрешения педагогического совета
школы вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической
и воспитательной деятельности;
- выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему
переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных
и групповых формах методической работы, через систему образования и
выездную стажировку.
Требования к подготовке классного руководителя и общие
условия его работы
Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя
являются:
- знания и умения по педагогике, детской и возрастной психологии, социальной
психологии и психологии отношений; психологии детских коллективов; педагогической
этике;
- знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков;
владение эффективными методами изучения отдельной личности и группы;
- знание возрастной физиологии, школьной гигиены;
- знание теоретических основ воспитания, владение технологией воспитательного
воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой
организации свободного времени школьников, коллективной творческой деятельности;
техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.);
- знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций
по организации воспитательного процесса; основных направлений и перспектив
развития народного образования и педагогической практики;
- знание законодательных актов, постановлений и решений правительства
и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся;
Конвенции о правах ребенка; основ трудового законодательства;
- способности к анализу, диагностированию, прогнозированию, программированию,
коррекции, самоконтролю;
- организаторские умения и навыки;
- коммуникативные способности;
- высокая духовная культура.
Для реализации педагогических задач классному руководителю
необходимо создать соответствующие условия:
- материально-техническое обеспечение организуемой им воспитательной
деятельности;
- организационно-методическую помощь со стороны руководства учреждения
образования, методической службы;
- мотивированное обеспечение (организация систематического коллективного
педагогического анализа состояния и перспектив классного руководства,
использования методов и мер морального и материального поощрения и др.).
Круг обязанностей классного руководителя
1. Организация деятельности классного коллектива.
- Ведение журнала.
- Организация классного коллектива: распределение поручений, работа
с активом, направление учеников класса в советы дел, правильная организация
каждого коллективного творческого дела, помощь в работе старшего дежурного.
- Организация дежурства по классу, по школе, по столовой.
- Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета.
- Забота о внешнем виде воспитанников.
- Организация питания.
- Забота о финансовом обеспечении классных нужд (классный фонд, оплата
различных услуг ...).
2. Организация учебной работы классного коллектива и
отдельных учащихся.
- Строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную
ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин.
- Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение
им помощи в учебе, передачи уроков, внимания товарищей по классу.
- Создание обстановки, благоприятствующей учебе.
- Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование
отношений, коррекции, помощи в учебе; проведение минипедсовета учителей,
работающих в классе, раз в четверть).
- Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу успеваемости
школьника.
- Создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития
познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение
в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных
журналов, экскурсий, посещений выставок, дальних поездок и т. п.).
- Развитие умения научно организовать умственный труд (цикл бесед, рекомендации,
индивидуальная работа, привлечение к работе психолога).
- Забота о круге чтения (рекомендации учителей-предметников, знакомство
с кругом чтения, помощь в выборе книг, коррекция).
3. Организация внеучебной жизни классного коллектива.
- Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношении,
их коррекция, регулирование взаимоотношений.
- Развитие умений общаться, воспитание ответственности перед коллективом
за порученное дело, помощь в его исполнении, контроль за его исполнением.
- Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся
или всего коллектива класса.
- Всемерное вовлечение в общественно полезную, нужную товарищам, людям
деятельность, воспитание доброты и милосердия.
- Охрана здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика,
укрепление здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу через
походы.
- Организация спортивных соревнований, спортивных игр, походов.
- Помощь в деятельности различных детских общественных организаций.
- Поиск интересных форм, глубокого содержания каждого организуемого
дела, определение целесообразности и целенаправленности при организации
и проведении любой встречи классного руководителя с классным коллективом
(будь то классный час, классное собрание, политчас, беседа, откровенный
разговор, огонек и т. д.). (Проведение 1 тематического классного часа
в месяц обязательно).
4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников.
- Изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками,
с учетом мнения учителей, работающих в классе, и родителей.
- Работа с характеристиками учащихся, использование характеристик для
коррекции личности воспитанника.
- Организация нравственного воспитания.
- Воспитание политической культуры. Формирование эстетической культуры.
- Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых
навыков.
- Привитие санитарно-гигиенических навыков.
5. Работа с родителями.
- Проведение тематических родительских собраний 1 раз в четверть и дня
открытых дверей 1 раз в четверть.
- Изучение условий воспитания в семье.
- Индивидуальная работа с родителями.
- Привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеучебной
деятельности классного коллектива.
- Влияние на общение ребят с родителями.
Критерии оценки деятельности классного руководителя.
Основным критерием оценки работы классного руководителя
является реальный рост воспитанности, общей культуры учащихся класса.
В оценке уровня воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель
ориентируется на идеальную модель всесторонне развитой личности, т. е.
личности, у которой сформированы интеллектуальные, физические, нравственные,
эстетические и трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания
и самосознания, сформированы чувства, воля и правильное поведение. Задача
классного руководителя - установить меру соответствия реального образа
школьника идеальной модели, выражающей цели воспитания. ;
|