Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как
солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная
часть педагогики концентрируется в уроке. (Скаткин М.)
I. Урок как целостная система.
Урок - это, систематически применяемая для решения задач
обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности
постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Урок - это форма организации обучения с группой учащихся
одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и
с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты
учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность
по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного,
четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем
установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем
определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
II. Типология уроков.
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели
организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных
этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке,
методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.
В соответствии с этим подходом выделяются следующие
пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип);
уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования
умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока);
уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й
тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).
Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-спектакль;
исполнение сказочного сюжета; смотр знаний; урок фантазирования; урок-игра;
деловая игра; урок-зачет; урок взаимообучения; урок-путешествие; круглый
стол или конференция; урок-состязание; пресс-конференция; урок взаимообучения;
урок открытых мыслей; урок-восхождение; урок-соревнование; урок-диалог;
урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра "Следствие
ведут знатоки"; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое
моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир;
ролевая деловая игра; урок-эврика; урок-лекция; игра "Волшебный конверт";
межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; лекция вдвоем; урок
творчества; пресс-конференция; математический хоккей; лекция-конференция;
лекция-провокация; лекция-диалог.
III. Структура уроков.
Структура урока - это совокупность различных вариантов
взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения
и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Урок изучения нового материала:
- первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания
при высокой мыслительной активности учащихся;
- указание на то, что учащиеся должны запомнить;
- мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
- сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными
для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
- первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого
повторения, частичных выводов;
- контроль результатов первичного запоминания;
- регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более
длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями
к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
- внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и
навыков для приобретения новых;
- частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний,
регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура уроков совершенствования знаний, умений
и навыков:
Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:
- сообщение учащимся цели предстоящей работы;
- воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются
для выполнения предложенных заданий;
- выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
- проверка выполненных работ;
- обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
- задание на дом (если это необходимо).
Урок формирования умений и навыков:
- постановка цели урока;
- повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
- проведение проверочных упражнений;
- ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
- упражнения на их освоение;
- упражнения на их закрепление;
- тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
- упражнения на перенос в сходную ситуацию;
- упражнения творческого характера;
- итог урока;
- задание на дом.
Урок применения знаний, умений и навыков:
- организация начала урока (психологический настрой учащихся);
- сообщение темы урока и его задач;
- изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
- формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных
ситуациях - по аналогии;
- упражнения в применении знаний и умений визмененных условиях;
- творческое применение знаний и умений;
- упражнение по отработке навыков;
- домашнее задание;
- итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Структура уроков обобщения и систематизации знаний:
Урок повторения:
- организация начала урока;
- постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
- проверка домашнего задания, направленного на повторение основных
понятий, умозаключений, основополагающих знании, умений, способов деятельности
(практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем
повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
- подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы
на уроке;
- задание на дом.
Повторительно-обобщающий урок:
- организационный момент;
- вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала
изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
- выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода
устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера,
вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания,
на основе обобщения фактов, явлений;
- проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
- формулирование выводов по изученному материалу;
- оценка результатов урока;
- подведение итогов;
- задание на дом (не всегда).
Урок контроля и коррекции:
- организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую
обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или
чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к
дальнейшему изучению материала;
- постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал
он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили
соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы
учащиеся обязательно сами проверили работы;
- изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи,
примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по
объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть
посильными для каждого ученика;
- подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся,
анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над
ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
- определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также
путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или
несколько дидактических целей):
- организация начала урока;
- проверка домашнего задания, постановка цели урока;
- подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е.
актуализация знаний и практических и умственных умений;
- изучение нового материала, в том числе и объяснение;
- закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного,
связанного с новым;
- обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными
и сформированными;
- подведение итогов и результатов урока;
- задание на дом;
- подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения
новой темы (не всегда).
IV. Структурные элементы урока.
1.Организационный этап.
- Дидактическая задача этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке,
определить цели и задачи урока.
- Содержание этапа. Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация
отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка
подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней
готовности.
- Условия достижения положительных результатов. Требовательность, сдержанность,
собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность
в предъявлении требований.
- Показатели выполнения дидактической задачи урока. Кратковременность
организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое
включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.
- Требования к реализации дидактической задачи урока. Кратковременная
организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя;
ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности
учащихся, ее целенаправленность.
- Способы активизации на уроке. Запись на доске цели урока. Сообщение
ассистентов, консультантов о готовности класса к работе.
- Ошибки, допускаемые при реализации. Нет единства требований к учащимся;
не стимулируется их познавательная активность.
2. Этап всесторонней проверки домашнего задания.
- Дидактическая задача этапа. Установить правильность и осознанность
выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки
обнаруженные пробелы знаниях, :совершенствуя при этом ЗУН.
- Содержание этапа. Выяснить степень усвоения заданного на дом материала;
определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать
обнаруженные недочёты.
- Условия достижения положительных результатов. Оперативность учителя,
целевая направленность его деятельности; использование учителем системы
приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся
класса.
- Показатели выполнения дидактической задачи урока. Возможность учителя
за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний
у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки
домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия;
ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления
качества знания материала, полученного учащимися на дом.
- Требования. Оптимальность листа опроса среди других этапов урока,
цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер
поисковых и проблемных заданий.
- Способы активизации на уроке. Использование различных форм и методов
контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся.
- Ошибки, допускаемые при реализации. Однообразие уроков и методов
опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики
изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий.
3.Этап всесторонней проверки ЗУН.
- Дидактическая задача этапа. Глубоко и всесторонне проверить знания
учащихся; выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях;
стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами
учения и самообразования.
- Содержание этапа. Проверка различными методами объема и качества усвоения
материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности
общеучебных умений и навыков; комментирование отчетов учащихся; оценка
ЗУН.
- Условия достижения положительных результатов. Использование самых
различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального
опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15
минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных
вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание
при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных
заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных
ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы,
осуществляемой учащимися на данном этапе.
- Показатели выполнения дидактической задачи урока. Проверка учителем
не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности,
гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование
ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных
сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования
приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в
ходе проверки знаний отдельных учащихся.
- Требования к ЗУН. Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота
деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность
аргументированного ответа.
- Ошибки, допускаемые при проверке ЗУН. Слабая активизация учащихся
в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок .
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному
усвоению нового материала .
- Дидактическая задача этапа. Организовать и направить к цели познавательную
деятельность учащихся.
- Содержание этапа. Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала;
показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной
проблемы.
- Условия достижения положительных результатов. Предварительная формулировка
учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала,
учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко
и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам,
чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть.
Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках.
- Показатели выполнения дидактической задачи урока. Активность познавательной
деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия
и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости
изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока).
5. Этап усвоения новых знаний.
- Дидактическая задача этапа. Дать учащимся конкретное представление
об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так
же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания,
первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися
способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе
приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН.
- Содержание этапа. Организация внимания; сообщение учителем нового
материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения
этого материала учащимися.
- Условия достижения положительных результатов. Использование приемов,
усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное
и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений;
вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков
и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок,
опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления
(анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка
перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов;
составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно.
Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа.
- Показатели выполнения дидактической задачи урока. При использовании
метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании
с беседой, при использовании компьютерной техники показателем эффективности
усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов
и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении
итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися
на последующих этапах обучения.
- Требования. Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой
темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной
научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация
внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов
изучения нового материала.
- Способы активизации на уроке. Использование нестандартных форм и методов
обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала.
Использование ТСО и средств наглядности.
- Ошибки, допускаемые при реализации. Нет четкости в постановке задач,
не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не
связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень
изложения.
6. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Этап усвоения новых знаний.
- Дидактическая задача этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь
между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить
обнаруженные пробелы.
- Содержание этапа. Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного
материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.
- Условия достижения положительных результатов. Постановка вопросов,
требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных
ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием
дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более
рациональное решение и т.д.; учёт дополнительных ответов по количеству
и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала.
- Показатели выполнения дидактической задачи урока. Учитель спрашивает
средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по
ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащихся
нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи
- уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних
учеников.
7. Этап закрепления нового материала.
- Дидактическая задача этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения,
которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу
- Содержание этапа. Закрепление полученных знаний и умений; закрепление
методики изучения нового материала; закрепление методики предстоящего
ответа ученика при очередной проверке знаний
- Условия достижения положительных результатов. Выработка умений оперировать
ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи,
использование разнообразных форм закрепления знаний
- Показатели выполнения дидактической задачи урока. Умение учащихся
соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить
основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки
ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся
- Требования к её реализации. Доступность, последовательность выполняемых
заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной
помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении
заданий
- Способы активизации на уроке. Разнообразие заданий, их практическая
направленность
- Ошибки, допускаемые при реализации. Вопросы и задания предлагаются
в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов
закрепления. Мало времени отводится на закрепление. упор делается не
на главном.
8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж
по его выполнению.
- Дидактическая задача этапа. Сообщить учащимся о домашнем задании,
разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы
- Содержание этапа. Информация о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов
ее выполнения, подведение итогов урока
- Условия достижения положительных результатов. Спокойное, терпеливое
объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения.
Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение
дать в коротких указаниях порядок выполнения.
- Показатели выполнения дидактической задачи урока. Правильное выполнение
домашнего задания всеми учениками.
- Требования к ее реализации дидактической задачи урока. Оптимальность
объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях
и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию.
- Способы активизации на уроке. Дифференциация заданий, творческий характер
их выполнения (интервью, защита проектов).
- Ошибки, допускаемые при реализации. Информация о домашнем задании
после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа,
ясности цели и способов выполнения.
Подведение итогов урока.
- Дидактическая задача этапа. Проанализировать, дать оценку успешности
достижения цели и наметить перспективу на будущее.
- Содержание этапа. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.
Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о
возможных изменениях на последующих уроках.
- Условия достижения положительных результатов. Четкость, лаконичность,
максимум участия школьников в оценке своей работы.
- Требования. Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание
учениками значимости полученных результатов и готовность использовать
их для достижения учебных целей.
- Дополнительная активизация. Использование алгоритма оценки работы
класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного
мнения об уроке и способах работы на нем.
- Ошибки. Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие
данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие
поощрения.
V. Требования к уроку.
1. Дидактические требования к современному уроку:
- четкое формулирование триединой дидактической цели;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием
учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности
учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности
умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования
и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
- выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных
форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность
учащихся в процессе учения;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного учения учащихся.
2. Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
- проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного
предмета и конкретного урока;
- учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы
и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
- применение отдельных средств психолого-педагогического воздействия,
методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока.
Определение содержания и структуры урока в соответствии
с принципами развивающего обучения:
- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
- определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из
учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
- выполнение учителем и учащимися проблемно- эвристического обучения
(кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых
учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа
учащихся;
- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие
положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие
интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения
(напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);
- особенности самоорганизации учителя:
- подготовленность к уроку, и главное - осознание психологической цели
и внутренняя готовность к ее осуществлению;
- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность
с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в
осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему
на уроке, педагогическая находчивость и др.);
- педагогический такт (случаи проявления);
- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного,
искреннего общения, деловой контакт и др.).
Организация познавательной деятельности учащихся.
1). Определение мер для обеспечения условий продуктивной
работы мышления и воображения учащихся:
- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлении,
их осмысления;
- использование установок в форме убеждения, внушения;
- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся
ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа,
индивидуальный опрос, упражнения по повторению).
2). Организация деятельности мышления и воображения
учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на
уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов,
"открытий", формулирования выводов);
- опора на психологические закономерности формирования представлений,
понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной
деятельности и воображении учащихся;
- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность
мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные
уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач
с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской
работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений
в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной
самостоятельности учащихся);
- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного,
объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием
умений рассуждать и умозаключать;
- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение
цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации
материала, а также обработке результатов и оформлению работы).
3). Закрепление результатов работы:
- формирование навыков путем упражнений;
- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия
работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
- отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного
развития;
- возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств
при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм
работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
- планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными
особенностями учащихся;
- проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
- дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
III. Гигиенические требования к уроку:
- температурный режим: +15- +18 0С, влажность: 30 - 60%;
- физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
- освещение;
- предупреждение утомления и переутомления;
- чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных,
графических и практических работ);
- своевременное и качественное проведение физкультминуток;
- соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
- соответствие классной мебели росту школьника.
V. Требования к технике проведения урока:
- урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать
потребность в знаниях;
- темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся
завершенными;
- необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на
уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
- доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого
труда;
- по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально
сочетать различные методы и приемы обучения;
- обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
- учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
VI. Цели уроков.
ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, в
свою очередь, делятся на несколько групп:
- цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения
учащихся к изучаемому предмету;
- цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к
окружающей действительности;
- цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной
культуры;
- цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской
культуры;
- цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной
деятельностью;
- цели, ориентированные на развитие информационной культуры школьников;
- цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры школьников;
- цели, связанные с развитием у школьников рефлексивной культуры.
Раскроем далее содержание каждого блока целей, ориентированных
на развитие личности учащихся.
Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового
отношения к учебному предмету:
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость
учебного материала.
Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений
учащихся к окружающей действительности:
- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
- помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности.
Цели, связанные с обеспечением развития у школьников
интеллектуальной культуры:
- создать содержательные и организационные условия для развития у школьников
умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия,
задачу и др.);
- обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные
объекты;
- содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном
объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.);
- обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные
объекты и др.
Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской
культуры:
- содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы
познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
- создать условий для развития у школьников умений формулировать проблемы,
предлагать пути их решения.
Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятельностной
культуры (культуры самоуправления учением):
- обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать
свою деятельность;
- создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
- содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль,
самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Цели, ориентированные на развитие информационной культуры
учащихся:
- создать условия для развития у школьников умения структурировать
информацию;
- обеспечить у школьников развития умений составлять простой и сложный
планы.
Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры
учащихся:
- содействовать развитию у детей умений общаться;
- обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.
Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры
школьников:
- создать условия для развития у школьников умений "приостановить"
свою деятельность;
- обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты
своей или чужой деятельности как целого;
- содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую
из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;
- обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельности,
т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений
на язык общих положений, принципов, схем и т.п.
ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ представим в следующем виде:
- помочь учащимся целостно представить проект изучения новый темы;
- организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем
изучения новой темы;
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению
фактов, понятий, правил, законов, положений ... и др., способов действий
(перечисляются конкретные специальные (предметные) умения);
- обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия),
правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются предметные
умения);
- обеспечить применение учащимися знаний и способов действий (указываются
конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;
- организовать деятельность школьников по самостоятельному применению
знаний в разнообразных ситуациях;
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний
учащихся в рамках темы ...;
- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся
по теме ...;
- организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов
действий.
Лишь единство в реализации отмеченных предметных целей
обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.
VII. Этапы планирования урока и подготовки к нему
учителя.
- Разработка системы уроков по теме или разделу.
- Определение триединой дидактической цели урока на основе программы,
методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
- Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на
ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных
знаний, дидактическая обработка.
- Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить
на уроке.
- Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных
методов и приемов обучения на нем.
- Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование
этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний
и умений учащихся.
- Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока
и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при
применении их в нестандартных ситуациях.
- Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов,
карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
- Проверка оборудования и технических средств обучения.
- Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной
работы учащимися на доске и в тетрадях.
- Планирование объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке
и ее направленности на развитие их самостоятельности.
- Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных
умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
- Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими
формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование
проверки умений учащихся.
- Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание
методики задавания уроков на дом.
- Продумывание форм подведения итогов урока.
- Планирование внеклассной работы по данной теме.
- Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
VIII. Схема поурочного плана (М.И. Махмутов).
І. Тема урока (в соответствии с календарно-тематическим
планированием).
Цель урока:
- образовательная (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях
и навыках учащихся, формирование…).
- развивающая (какие логические операции и приемы умственной деятельности
усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат).
- воспитательная ( какие качества личности формируются).
Тип урока (указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим
планом, его вид).
. Методы обучения, методические приемы, педагогические
техники, педагогические технологии.
Оборудование: ТСО, средства наглядности, источники информации,
дидактические средства обучения.
II. Актуализация (указывается время, отводимое
на актуализацию, опорные знания, которые необходимо активизировать в сознании
учащихся, которые помогает в восприятии нового материала; планируется
самостоятельная работа учащихся, отмечаются способы формирования мотивации
в обучении, интереса к предмету - сообщение интересного факта из истории
науки, показ практической значимости, необычная постановка вопроса, новая
формулировка задачи, создание проблемной ситуации; намечается форма контроля
за ходом работы, приемы самоконтроля, взаимоконтроля, намечаются учащиеся
для опроса, форма получения обратной связи).
III. Формирование новых понятий, способов действия
(указываются новые понятия, подлежащие изучению и способы их усвоения,
для уроков совершенствования знаний, умений и навыков -указывается углубление
и расширение знаний; формулируется познавательная задача этапа усвоения
знаний, указываются предполагаемые приращения, приемы формирования способов
деятельности; определяется тип самостоятельной работы, возможные приемы
установления межпредметных связей, намечаются ученики для выполнения индивидуальных
заданий и способы индивидуализации- карточки с разноуровневым дидактическим
материалом, формулируются проблемные и информационные вопросы).
IV. Применение (формирование умений и навыков)
(указываются конкретные умения и навыки для отработки, например, умение
формулировать вопрос, устанавливать причинно-следственные связи. классифицировать,
сравнивать; намечаются способы получения обратной связи. указываются фамилии
учащихся для опроса и т.д.).
V. Домашнее задание( указываются основное задание,
вопросы для повторения, дифференцированные творческие задания, продумывается
объем домашнего задания -не превышает 2/3 того, что сделано в классе).
IX. Схема плана-конспекта урока
Дата______________________
Класс_____________________
Урок №__________________
Тема :_______________________________________________________________________
Цель:________________________________________________________________________
обучающая___________________________________________________________________
развивающая_________________________________________________________________
воспитывающая______________________________________________________________
Тип урока:___________________________________________________________________
Методы :____________________________________________________________________
Оборудование;________________________________________________________________
Последовательность этапов урока :
- организационный усвоение новых знаний,
- проверка домашнего задания,
- закрепление новых знаний,
- всесторонняя проверка знаний,
- информация о дом. задании,
- инструктаж подготовка к усвоению нового материала.
Содержательная часть урока:
- Этап урока.
- Время.
- Приемы, методы.
- Что делают ученики, что делает учитель.
- Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации
по выполнению дом. задания.
Аналитическая часть урока: самоанализ урока.
Х. Самоанализ урока
Класс___________________________________________________________
Тема урока_______________________________________________________
Тип урока и его структура__________________________________________
- Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим,
как этот урок работает на последующие уроки?
- Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество
слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были
учтены при планировании урока?
- Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий,
воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока,
обосновать показатели реальности урока.
- Отбор содержания, форм и методов обучения в (соответствии с целью
урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на
результатах обучения на уроке.
- Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока?
Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы
работали на главный этап.
- Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии
с целью урока.
- Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся?
На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся?
Как организовано регулирование и коррекция знаний?
- Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
- Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные
задачи урока? Если не удалось, то почему?
- Наметить перспективы своей деятельности.
Мой E-mail.
|