Серикова Ирина Адриановна

 
Обо мне
О работе
О полезном
О приятном
Фотогалерея
Обо всём

 

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Основой реализации ГОС является учебный план образовательного учреждения, в структуре которого выделены три компонента: федеральный, национально-региональный и учебного заведения. В современных учебных планах школ разных профилей и направлений значительное место отводится региональному компоненту образования. И это хорошо, так как на большой по географической протяженности, богатой в этническом отношении и разнообразной по природным условиям жизни территории много возможностей применения знаний сообразно с регионом проживания.

Введение учебных дисциплин, связанных с региональными особенностями, требует соответствующей подготовки учительских кадров, наличия гибких и доступных программ и методических материалов, которыми педагоги смогут реально воспользоваться независимо от статуса образовательного учреждения (специализированные или общеобразовательные, городские или сельские школы).

Современный ГОС дает возможность школам переходить на более свободные формы организации учебного процесса, а педагогам - выбирать ту программу, которая поможет решить учебно-воспитательные задачи, учитывая реальные условия, в которых находятся учитель и его ученики.

Уроки изобразительного искусства - пожалуй, самый "сложный" предмет для учителя начальной школы. Завышенные требования к понятию рисующего человека вызывают комплекс "неспособности" вести эти уроки, требуют неоправданно больших временных затрат при подготовке к ним, приводят к примитивности заданий и понятному желанию заменить их на более продуктивное занятие математикой, письмом или чтением. Отсутствие интереса к предмету и положительного настроя учителя, передается ученикам, их родителям, администрации. Его недооценка складывается и за счет минимального учебного времени - 40 минут в неделю и материальных проблем, влекущих за собой отсутствие элементарного оборудования на уроках. Следствие этого - недостатки художественного воспитания - сегодня очевидны как никогда.

В последнее десятилетие вышли в свет учебники и учебные пособия по изобразительному искусству (Б.М. Неменского, В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева, В.А. Барадулина, Т.Я. Шпикаловой и др.). Но проблемы это не решает: маленькие тиражи, неудобный формат, сравнительно большой вес и цена учебников, бумага, не позволяющая выполнять на ней предложенные задания.

Общеобразовательной школе нужна учебная программа, отвечающая принципу доступности, экспериментально апробированная не в одной, а в нескольких школах с обычными условиями обучения, быть универсальной и для любой сельской школы.

В самом начале своей педагогической деятельности в общеобра-зовательной школе, изучая научно-методическую литературу и программы по изобразительному искусству, я поняла, что любая авторская программа эффективно работает, если уроки ведет сам автор, либо учитель с таким же уровнем подготовки. При этом должны быть созданы условия, необходимые для работы по этой программе: количество учебных часов, технические средства обучения, наглядные пособия, оборудование уроков. Не сумев найти готовую программу, способную решить проблемы детей, которых обучаю, стала искать другие формы работы: ознакомилась с программами и учебниками всех предметов каждой возрастной параллели, систематизировала теоретический материал и наглядные пособия, разрабатывала темы и задания с учетом возрастных особенностей и интересов детей.

Основным в моей работе было следующее.

  • Заинтересовать ребенка. Для этого необходим регулярно обновляемый, методически оснащенный, оформленный на высоком эстетическом уровне кабинет. Уроки должны быть информационными и сопровождаться обширным иллюстративным материалом.
  • Создать на уроке ситуацию успеха. Практические задания должны быть интересны, доступны и выполнимы для каждого учащегося, а критерии оценки - учитывать индивидуальность каждого ребенка.
  • Осуществлять на уроке межпредметную связь и расширять кругозор учащихся. Компетентность, знания и умение сделать то, что для многих кажется невозможным и сложным - все это поможет при изучении других школьных предметов, придаст ребенку уверенность в себе.
  • Практическая направленность урока. Общеобразовательная школа не ставит перед учителем изобразительного искусства задачи подготовки художников-профессионалов, но ребенка нужно обучить основам изобразительной деятельности. Зная основы реалистического и декоративного рисунка, он сможет воспользоваться этим в разных жизненных ситуациях.
  • Закрепить успешность в освоении новых знаний на практике, представляя детские творческие работы за пределами кабинета, урока, школы и помогая ребенку поверить в собственные творческие силы.

Результатом работы стала авторская программа, которая последовательно проходила апробацию и была сертифицирована в 1995, 1998 и 2001гг. Она соответствует ключевым словам современной образовательной политики России - доступность, качество и эффективность. Для решения педагогических задач в программе "Изобразительное искусство для 1-9 классов общеобразовательных школ" заложены условия последовательного развития эмоционально-творческих возможностей учащихся. Полный курс рассчитан на 407 часов и условно разделен на два цикла ("Рисую мир" для 1-4 классов и "Изобразительное искусство и его история" для 5-9 классов).

В комплект программы для начальной школы "Рисую мир" входят методические рекомендации для учителя и 4 рабочие тетради для учащихся, разработанные поурочно, наглядно, информационно и доступно для каждой возрастной параллели, с учетом возможностей учащихся и предусматривающие различные виды детского творчества. Учебно-методический комплект прошел экспертизу на соответствие ГОСу (НРК) образования в период детства (Решение областного экспертного совета от 2007 г.).

Главная цель данной программы - создание условий для формирования внутреннего мира младшего школьника, его духовно-нравственного облика. Не менее важным является формирование у детей интереса к окружающей жизни через увлечение искусством, развитие способности восприятия искусства и потребности в общении с ним. Интеграция требований федерального и национально-регионального компонентов образования дает возможность иллюстрировать все изучаемые темы на материале уникальной и богатой художественной культуры Урала. Мир природы, окружающей ребенка, самая эффективная тема для разностороннего обучения и воспитания младших школьников.

По программе "Рисую мир" работают учителя начальной школы г. Екатеринбурга и Свердловской области. Каждый год их количество растет, что свидетельствует об удобстве и эффективности УМК. Постоянно проводятся семинары, мастер классы, идет активный обмен опытом.

Программа "Рисую мир" состоит из четырех больших блоков, позволяющих обучать комплексно и синхронно, основываясь на том материале, который непосредственно близок малышу. Обучение осуществляется через изучение: в 1 классе - элементов рисунка, основ цветоведения и композиции; во 2 классе - мира живых существ, ок-ружающих ребенка; в 3 классе - изображения человека и его предметного мира; в 4 классе - окружающего мира, иллюстрируя сказки своей страны и родного края. Блоки-четверти последовательно раскрывают тему года, усложняются практические задания.

Разработанные уроки и краткий теоретический материал в методических рекомендациях помогает учителю уменьшить время, необходимое для подготовки, и при этом провести урок интересно, полезно и результативно. Рабочие тетради уменьшают объем наглядности, беседа становится конкретней, а учащиеся имеют возможность сосредоточенно рассмотреть иллюстрации по теме.

Наличие рабочих тетрадей наряду с альбомами позволяет давать индивидуальные задания, предоставляя детям возможность выбора деятельности. Учитывая чувствительность младших школьников к отрицательной оценке, они способствуют созданию ситуации успеха у всех детей, включая ранее не способных к самостоятельному творчеству. Сочетание работы в альбоме и тетрадях позволяет избежать утомления маленьких школьников, снимает накопившиеся отрицательные эмоции, пробуждает творческие способности, о которых, возможно, ни сам ребенок, ни педагог ранее не знали.

В альбомах дети работают красками и фломастерами, а в тетрадях - только простыми и цветными карандашами, что очень важно в период, когда ребенок учится писать. Работа карандашом развивает мелкую моторику, помогает контролировать степень нажима, получать удивительно красивые цветовые сочетания. Выполнение творческих работ на больших листах помогает избежать жесткой фиксации кисти. Тщательный подбор заданий, их доступность и постепенное усложнение способствуют равномерному и последовательному развитию изобразительных навыков младших школьников.

Исследования подтверждают, что показатели развития зрительно-моторной координации, основных видов мышления и воображения становятся выше, когда преподавание всех основных предметов и изобразительного искусства по УМК "Рисую мир" ведет один учитель. Художественная деятельность в таком случае выходит за рамки учебных занятий и находит продолжение в системе дополнительного образования, осуществляя межпредметную связь и объединяя всю учебно-воспитательную работу с классом. Такой комплексный подход в обучении и воспитании младших школьников позволяет обогатить мир образов, значительно расширить кругозор и мировосприятие учащихся, вызывает интерес к изобразительной деятельности, создает ситуацию успеха, как для детей, так и для их учителя.

 

Мой E-mail.