Серикова Ирина Адриановна

 
Обо мне
О работе
О полезном
О приятном
Фотогалерея
Обо всём

 

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МХК

Важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса является педагогический контроль, результатом которого считается оценка успеваемости обучающихся, выраженная отметкой в журнале класса.

Проблема проверки и оценки знаний многогранна, а потому рассматривалась исследователями в самых различных аспектах. Как форма педагогического контроля усвоения содержания образования проверка и оценка знаний школьников зависит от многих объективных и субъективных факторов. Субъективность оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний.

Педагог, вынося оценку, должен каждый раз обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями. Опытные учителя знают об этом и постоянно обращаются к такому обоснованию, что и предохраняет их от конфликтов с обучаемыми. Одновременно они используют разные способы повышения стимулирующей роли пятибалльной шкалы, например: выставление отметок со знаками "плюс" и "минус"; дополнение цифровой балльной оценки словесной или письменной формой в виде оценивающих высказываний, записей.

Важнейшими принципами контролирования обученности (успеваемости) обучающихся - как одного из главных компонентов качества образования - являются:

  • объективность, которая заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий и соответствии установленным критериям оценивания;
  • систематичность, требующая комплексного подхода и регулярности проведения диагностирования;
  • наглядность (гласность), т.е. проведение открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям.

В практике среднего образования используются разнообразные методы текущего и итогового контроля за качеством знаний учащихся. Чаще всего применяются различные формы устного опроса и письменные контрольные работы. Проблема соотношения устных и письменных форм контроля разрешается в большинстве случаев в пользу последних, обеспечивающих более высокую объективность.

Преподавая в школе устный, большей частью лекционного характера предмет МХК (мировая художественная культура), для контроля знаний обучающихся использую следующие методы:

  • ведение конспекта - способствует обучению этому виду деятельности, лучшему запоминанию, правильной систематизации изучаемого материала (термины, понятия и краткие записи по теме делаю на доске, не допуская неправильного написания слов школьниками; отметку ставлю за наличие и полноту конспекта);
  • домашние задания, которые могут носить творческий или поисковый характер, что соответствует требованиям к предмету;
  • контрольное тестирование с опорой на конспекты.

Тестирование, как наиболее технологичная форма проведения контроля с управляемыми параметрами качества, очень удобна мне (учителю) и интересна моим ученикам. Разрешая пользоваться конспектами, даю дополнительный шанс найти правильный ответ на вопрос, учу ориентироваться в записях, создаю ситуацию успеха для каждого. При этом свою задачу как учителя вижу не в стремлении зафиксировать незнание школьника, а в необходимости дать ему новые знания.

Мои ученики с увлечением выполняют тесты, в которых используется форма альтернативного выбора правильного ответа из нескольких правдоподобных, написание очень краткого ответа (заполнения пропусков), дописывание букв в терминах, цифр в датах, слов или частей фраз и т.п. С помощью этих несложных заданий удается накапливать значительный статистический материал, подвергать его математической обработке, получать объективные выводы в пределах тех задач, которые предъявляются к тестовой проверке.

Тестовые задания для текущего контроля формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные на протяжении последних 2-3 уроков. В каждом тесте предусмотрено 10 вопросов; правильный ответ на один вопрос оценивается в 0,5 балла. После завершения работы обязательно анализируем допущенные ошибки.

При подготовке материалов для тестового контроля придерживаюсь следующих основных правил:

  • правильные варианты ответов должны быть точными и научно обоснованными;
  • неправильные варианты ответов должны конструироваться на основе типичных ошибок и быть правдоподобными;
  • правильные и неправильные ответы размещаются в случайном порядке;
  • вопросы не повторяют формулировки учебника, конспекта;
  • ответы на одни вопросы не являются подсказками для ответов на другие;
  • вопросы должны быть конкретными, без "ловушек".

Преимущество такой проверки заключается в том, что одновременно занят и продуктивно работает весь класс, и за несколько минут можно получить срез обученности всех обучающихся. Это вынуждает их готовиться к каждому уроку (иметь качественные конспекты), работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимой прочности знаний. При проверке выявляются пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообучения.

Естественно, не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений и навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки, например, давать возможность обучаемым устно обосновывать свои ответы.

При комплексном контроле знаний обучающихся в журнале успеваемости класса нет "свободных" клеток. Большое количество отметок позволяет мне объективно оценивать успехи школьников, формировать интерес к предмету, привлекать их к внеурочной деятельности. Результатом являются творческие победы моих воспитанников:

  • исследовательский проект "Уральский волшебник П.П. Бажов. Удивительная жизнь Сказов", победивший в 2008 г. в городском конкурсе "Екатеринбург: путешествие в историю города", представлен на портале "Образование Урала" (http://www.uraledu.ru/node/21175);
  • две старшеклассницы стали лауреатами XI городского фестиваля детского литературно-художественного творчества "ДЕБЮТ в цифровом формате://Создай свой город!" (2008 г.);
  • победа в заочном туре Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся "Национальное Достояние России" (2009 г.);
  • активное участие в международной олимпиаде по истории культуры "Золотое Руно" и VII место в Уральском регионе (2008 г.), I место по России, I, III, IV, VI места по региону (2009 г.);
  • публикация творческого отчета о нашей экскурсионной деятельности "Поход в Смолинскую пещеру" И.Федюшкина во Всероссийском молодежном журнале "Крылья", №1, 2009 г. (в том числе на сайте http://www.rusla.ru/rsba/association/izdanija/journali/Arch_Kr09.php).

 

Мой E-mail.