Серикова Ирина Адриановна |
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МХК Важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса является педагогический контроль, результатом которого считается оценка успеваемости обучающихся, выраженная отметкой в журнале класса. Проблема проверки и оценки знаний многогранна, а потому рассматривалась исследователями в самых различных аспектах. Как форма педагогического контроля усвоения содержания образования проверка и оценка знаний школьников зависит от многих объективных и субъективных факторов. Субъективность оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. Педагог, вынося оценку, должен каждый раз обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями. Опытные учителя знают об этом и постоянно обращаются к такому обоснованию, что и предохраняет их от конфликтов с обучаемыми. Одновременно они используют разные способы повышения стимулирующей роли пятибалльной шкалы, например: выставление отметок со знаками "плюс" и "минус"; дополнение цифровой балльной оценки словесной или письменной формой в виде оценивающих высказываний, записей. Важнейшими принципами контролирования обученности (успеваемости) обучающихся - как одного из главных компонентов качества образования - являются:
В практике среднего образования используются разнообразные методы текущего и итогового контроля за качеством знаний учащихся. Чаще всего применяются различные формы устного опроса и письменные контрольные работы. Проблема соотношения устных и письменных форм контроля разрешается в большинстве случаев в пользу последних, обеспечивающих более высокую объективность. Преподавая в школе устный, большей частью лекционного характера предмет МХК (мировая художественная культура), для контроля знаний обучающихся использую следующие методы:
Тестирование, как наиболее технологичная форма проведения контроля с управляемыми параметрами качества, очень удобна мне (учителю) и интересна моим ученикам. Разрешая пользоваться конспектами, даю дополнительный шанс найти правильный ответ на вопрос, учу ориентироваться в записях, создаю ситуацию успеха для каждого. При этом свою задачу как учителя вижу не в стремлении зафиксировать незнание школьника, а в необходимости дать ему новые знания. Мои ученики с увлечением выполняют тесты, в которых используется форма альтернативного выбора правильного ответа из нескольких правдоподобных, написание очень краткого ответа (заполнения пропусков), дописывание букв в терминах, цифр в датах, слов или частей фраз и т.п. С помощью этих несложных заданий удается накапливать значительный статистический материал, подвергать его математической обработке, получать объективные выводы в пределах тех задач, которые предъявляются к тестовой проверке. Тестовые задания для текущего контроля формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные на протяжении последних 2-3 уроков. В каждом тесте предусмотрено 10 вопросов; правильный ответ на один вопрос оценивается в 0,5 балла. После завершения работы обязательно анализируем допущенные ошибки. При подготовке материалов для тестового контроля придерживаюсь следующих основных правил:
Преимущество такой проверки заключается в том, что одновременно занят и продуктивно работает весь класс, и за несколько минут можно получить срез обученности всех обучающихся. Это вынуждает их готовиться к каждому уроку (иметь качественные конспекты), работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимой прочности знаний. При проверке выявляются пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообучения. Естественно, не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений и навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки, например, давать возможность обучаемым устно обосновывать свои ответы. При комплексном контроле знаний обучающихся в журнале успеваемости класса нет "свободных" клеток. Большое количество отметок позволяет мне объективно оценивать успехи школьников, формировать интерес к предмету, привлекать их к внеурочной деятельности. Результатом являются творческие победы моих воспитанников:
Мой E-mail.
|