Серикова Ирина Адриановна

 
Обо мне
О работе
О полезном
О приятном
Фотогалерея
Обо всём

 

ИСКУССТВО ВЕЕРА

Анастасия Лобанова,
собственный корреспондент «Перспективы»

Перспектива Онлайн!
Электронный информационно-ресурсный центр
системы дополнительного образования
Свердловской области.
29 апреля, 2009

 

Встреча с Ириной Адриановной Сериковой, учителем изобразительного искусства, началась с предложения взять в руки роскошный расписанный веер. Эта изящная вещь, сделанная руками детей, обладает удивительной способностью — переносить человека на несколько столетий назад. И вот я выпрямила спину и представила себя светской кокеткой, умело использующей веер для общения. Искусство веера предполагает изучение истории, культуры различных стран и занятие изобразительным творчеством. В разные времена веер выполнял определенные функции. Сегодня это необычный подарок, который непременно принесет радость и тому, кто преподносит его, и тому, кто принимает этот завораживающий предмет. Он может стать украшением интерьера или объектом созерцания (ведь веер — это еще и картина). Вспомните, как в детстве все мы делали простейшие веера — складывали лист бумаги гармошкой. Он был атрибутом девичьих игр. Ирина Адриановна предлагает вспомнить историю веера и сделать эту красивую вещь своими руками.

 

 

Веер-опахало известен с древнейших времен в странах с жарким климатом. Подробности его происхождения до сих пор точно не установлены: и китайцы, и индийцы утверждают, что они начали пользоваться веером задолго до японцев. За тысячелетия из обычного пальмового листа веер превратился в изящный дорогостоящий предмет, сохранив при этом первоначальную форму.

В Древнем Египте веер-опахало служил атрибутом величия фараона, признаком высокого достоинства, эмблемой счастья и небесного покоя.

Древние индийцы делали веера «панк-ха» из листьев банана, лотоса, павлиньих перьев и гигантские веера «панк-хи» — обтянутые муслином рамы, приводимые в движение слугой панкхи-бердарем.

У ассирийцев, мидян и персов веер был символом царской власти.

Древние греки предпочитали опахала из миртовых ветвей, листьев платана или павлиньих перьев на деревянной или костяной основе. В греческой мифологии веер встречается как атрибут богини любви Афродиты.

В Древнем Риме были популярны «табеллае» — маленькие веера из тонких дощечек ценных пород дерева или слоновой кости и веера-опахала с очень длинной ручкой — «флабеллумы», перешедшие от этрусков. Специально обученные рабы-флабеллиферы грациозно и деликатно обмахивали ими своих хозяек.

В Индонезии и Полинезии предпочитали плетеные веера, в Африке и Америке — деревянные и металлические, в Китае и Японии — из ткани и бумаги, натянутой на рамку.

На Дальнем Востоке не складывающимися веерами пользовались только женщины, складывающимися — мужчины. Форма и размер веера менялись каждый год вместе с модой, но количество раскладывающихся палочек (пластинок) всегда было четным у китайцев и нечетным у японцев.

В Китае веера стали принадлежностью всех классов без различия пола и возраста. Веера изготавливали резные, шитые шелком или расписанные. Их украшали каллиграфической надписью или изображением китаянок, птиц и бабочек среди зелени и цветов.

Веер был важнейшей деталью японского костюма и быта. Декор и сам веер создавался в соответствии со временем года, местностью, событием, социальным положением, возрастом и профессией владельца. Бытовые веера делали из бамбука или особой плотной бумаги «васи», которую расписывали тушью.

Особое значение вееру придавали в сложных японских церемониях. Были веера для дворца, войны или танцев. Их использовали во время чайной церемонии и как записную книжку или открытку, в быту и как обязательный атрибут актеров театра Но.

Популярна разновидность японских вееров «сэнсу» — изящные образцы японского декоративно-прикладного искусства и сувениры к Новому году. Их ребра делали из сандала или японского кедра и оклеивали японской бумагой.

Одновременно с появлением в Японии зонтиков от солнца возник вид веера «оги», напоминающего часть солнечного диска с исходящими лучами. Его иногда называют «солнечным веером» и используют в традиционных танцах.

Складной веер «оги», собранный из твердых пластин и носимый за поясом, был непременной принадлежностью костюма японского самурая. Его использовали для управления войсками во время боевых действий.

В Византии, которая унаследовала веер от язычников, во время торжественных богослужений использовали «рипиды» — опахала на ручке. Из Византии веер перешел и в раннехристианскую Европу.

Сведения о светских веерах сохранились в описях имущества XIV века и на портретах. Они имеют форму четверти круга или прямоугольного флажка на древке.

Раньше других необычным восточным предметам нашли применение венецианские красавицы, используя складные веера во время карнавалов. Сохранившиеся великолепные портреты «золотого века живописи» дают представление о существовавшей тогда моде на веер.

К XVII веку веера выполняли из кружев, украшая драгоценными камнями, или в стиле «бризе» из тонких, изящно обработанных пластинок слоновой кости, скрепленных вверху натянутой лентой, а внизу перстнем.

Модные веера украшали росписями сюжетов из античной истории и мифологии. Часто они служили своеобразной «библиотекой» нот, афоризмов, любовных стихов.

На протяжении XVIII, а затем и последующих веков веер постоянно претерпевал изменения, следуя законам моды. Оформлением вееров занимались знаменитые художники и ювелиры, выполняя настоящие художественные миниатюры.

По оформлению вееров можно судить об исторических событиях в определенной стране в определенное время. Например, в Италии в качестве сувенира дарили веера с изображением дымящегося Везувия, который в XVIII веке извергался несколько раз. А во время Великой французской революции вместо обычных для Франции пасторалей, амуров и цветов на веерах появились портреты прославленных революционных деятелей (Робеспьера, Марата и др.) и изображения текущих событий (открытие Генеральных штатов Франции). В России 1760—1770-х гг., кроме ветхозаветных, мифологических и пасторальных сюжетов, на веерах изображали наиболее значительные события из российской политической истории — эпизоды русско-турецкой войны.

В начале XIX века обратились к сентиментальным аллегориям: вышитые шелком плакучие ивы, храмы дружбы, урны. На английских веерах изображали сцены суда, правила игры в вист, сюжеты из деревенской жизни и цветы, как на английском фарфоре того же времени.

Иногда на веер вместо росписи или вышивки наклеивали раскрашенную от руки гравюру с картины, архитектурные виды, планы городов или топографические карты.

В век свободных нравов были созданы новые веера: с фривольными рисунками; со стратегическими дырочками, которые позволяли незаметно наблюдать за людьми; со сложными механизмами, посредством которых дама могла назначить час встречи так, чтобы ее действия не были понятны окружающим. Французские веера часто снабжались хитроумными заводными механизмами, были телескопически выдвигающимися, имели отделения для хранения мелких вещиц. В ручке иногда располагали зеркальце, в которое можно было украдкой наблюдать за происходящим сзади.

В России до Петра I веер входил в число дипломатических подарков как дорогая экзотическая вещь. Веер не мог быть «орудием кокетства», так как на Руси женщина редко показывалась на людях и опахалом могла пользоваться только по прямому назначению — обмахивать себя в жару. В начале XVIII века вместе с французским и голландским костюмом, ассамблеями и кофе в русский быт прочно вошел веер. В России налаживается собственное веерное производство — 1 сентября 1751 года основана Московская веерная фабрика.

В XIX веке веер возвратился к своей прежней роли — средство для охлаждения. Маленькие по размеру, выполненные целиком из кости или рога, они были украшены ажурной резьбой, золотом и драгоценными камнями.

В начале XX века в оформлении вееров преобладали декоративные элементы модерна и причудливые сочетания самых различных стилей. Ведущая роль принадлежала Франции, которая делала веера на экспорт в Америку, Индию и Россию. Первая мировая война положила конец легкомыслию, с которым ассоциировался веер, а значит, и этому виду искусства. Во времена тяжелых военных потерь это хрупкое творение было ни к чему и постепенно вышло из моды. Изменился и сам образ женщины — из «водяной лилии» модерна она превратилась в «сестру милосердия», а с приходом эмансипации, социализма и революций в мужеподобное создание в кожаной куртке.

Веера «мелькнули» во времена НЭПа (в основном страусовые), а потом — в 1950-е гг. ненадолго появились небольшие китайские веера из резного сандала, покрытого расписным шелком, после чего пропали совершенно.

Во все времена веер считался прекрасным, а сегодня и оригинальным подарком. Небольшой по размеру, он создаст вокруг вас ветерок. Легко складываемый и раскрывающийся в ваших руках, он привлечет внимание. Большой, напоминающий солнечный диск, расписной веер украсит комнату, придавая ей неповторимое очарование и экзотичность.

Вы можете купить веер в магазине, но интереснее сделать его своими руками.

Последовательность действий следующая:

  1. Вырезать из плотного картона заготовки по эталону, загрунтовать (можно белой вододисперсионной краской), скрепить болтиком от детского конструктора и сшить нитками по схеме. Проверить, чтобы веер свободно открывался и закрывался.

  2. Обвести контуры раскрытого веера на белом листе и выполнить эскиз росписи.

  3. Перенести изображение на заготовку веера и расписать гуашью. Обратить внимание на то, чтобы мелкие детали располагались на лепестках, а не на стыках. Выполняя роспись, лучше разрезать скрепляющие нити, вынуть болтик и тщательно прокрасить «скрытые» места.

  4. Лепестки покрыть прозрачным лаком.

  5. Готовые изделия скрепить болтиком (гайку лучше покрыть лаком для ногтей, чтобы она не раскручивалась) и сшить толстой шерстяной нитью (тогда лепестки не будут скользить по ней)

Схема сшивки деталей
Чертёж детали

Веер можно оформить только с одной стороны и использовать для украшения интерьера или для выставки. Расписанный с обеих сторон, он будет оригинально смотреться в Ваших руках.

Мой E-mail.