Серикова Ирина Адриановна |
Изобразительное искусство и его история (5-9 классы) Страна,
в которой учили бы рисовать так же, как читать и писать,
|
8 класс | 9 класс |
Осуществляя преемственность в развитии визуального мышления учащихся 5-9 классов, программа "Изобразительное искусство и его история" формирует художественную культуру школьников как неотъемлемую часть культуры духовной, приобщает их к миру искусств на основе регионального материала, общечеловеческим и национальным ценностям через освоение художественного опыта прошлого и собственное изобразительное творчество. Именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Проникая во все сферы образования, оно наиболее эффективно помогает школьнику построить целостную картину мира, способствует становлению личности. Опираясь на опыт отечественной и зарубежной педагогики, уроки по программе "Изобразительное искусство и его история" необходимо рассматривать не только как одно из средств постижения окружающего мира через визуальный материал, составляющий основу его содержания, но и как средство адаптации к этому миру. Умение видеть, включающее способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять об увиденном формируется в течение всего времени обучения. Этот процесс аналогичен возрастным этапам развития и формирования личности школьника. Методологическая база программы основывается на таких ведущих принципах как:
В начальной школе (программа "Рисую мир") дети получают элементарное представление о взаимодействии искусства с жизнью, обучаются приемам работы с изобразительными средствами и основам изобразительной деятельности. В 5-7 классах - закрепляют полученные навыки через изучение изобразительных (пластических) искусств стран Древнего мира, средних веков, России и Урала. В 8-9 классах - используют навыки рисования в творческих работах в процессе изучения жанров и основных стилевых направлений в изобразительном искусстве. Курс "Изобразительное искусство и его история" закладывает основы искусствознания, без которых невозможно дальнейшее изучение мировой художественной культуры и является связующим звеном между уроками изобразительного искусства в начальной школе и МХК в старших классах. Теоретической основой программы является курс по истории искусства, позволяя систематизировать знания и представления учащихся о выдающихся произведениях отечественных и зарубежных мастеров, формируя целостное представление о видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их социальной роли. Учебный материал соответствует Примерной программе по предмету и предшествующей подготовке. Дифференцированность теоретического материала и практических заданий обеспечивает последовательное развитие изобразительных способностей, пространственного представления, наблюдательности, творческого выражения и фантазии, самостоятельной творческой деятельности, т.е. визуального мышления. В основу построения программы положено несколько принципиальных моментов. Основной это принцип историзма. Он позволяет учащимся понять глубокую зависимость человека от общества, в котором он живет, и неразрывность связи этапов развития общества с развитием культуры, осмыслить исторический опыт человечества, сконцентрированный в произведениях искусства (живопись, скульптура, архитектура, литература, музыка). Через эмоциональное восприятие мировых шедевров человечества, поняв и прочувствовав их, учащиеся лучше воспримут процессы, происходящие в общественной жизни своей страны и региона, осознают себя единой частью огромного сообщества людей Земли. Межпредметные связи создают условия для углубленного изучения школьниками учебного материала каждой возрастной параллели, позволяют лучше понять искусство изучаемой страны или эпохи. Такой подход делает школьные предметы более понятными, зримыми и знакомыми для учащихся, подтверждая практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Важнейший принцип программы это интеграция, объединение разных видов искусств, которые устанавливает жизнь данной эпохи; опора на особенности регионального, отечественного и мирового искусства, присущие всем его видам (традиционность, преемственность, вариативность и импровизация, синкретизм и др.). Умение видеть памятники истории и культуры в неразрывной связи с историей человеческого общества формирует чувство национального достоинства, культуры межнационального общения. Сочетание требований федерального и национально-регионального компонентов образования позволяет иллюстрировать изучаемые темы на материале уникальной и богатой художественной культуры Урала, на жизненных примерах. В освоении курса помогает принцип построения программы комплексность и синхронность. На уроках учащиеся узнают не только о шедеврах изобразительного искусства определенной страны или эпохи. Они знакомятся с природой, архитектурой, костюмом, бытом и традициями этого народа. Объединение курса истории искусства с изобразительной деятельностью позволяет провести практическую работу по закреплению полученной информации в творческой работе, формируя и закрепляя навыки рисования, самостоятельно осмысливая творческие явления. Общепринято, что, обучая изобразительной деятельности, педагог должен отдавать предпочтение работе с цветом. Действительно, цветоведение - необходимый и важный момент в художественном образовании. Однако условия общеобразовательной школы не сравнимы с условиями художественной студии: продолжительность занятий, численность групп (класса), настрой и готовность детей, отношение родителей, отсутствие постоянного оборудованного помещения и "хождение по кабинетам" дезорганизуют учащихся. Если учитель заинтересован в эффективности своих уроков, то он выберет те методики разработки и виды художественной деятельности, которые реализуемы в данном образовательном учреждении. Графика - тот вид изобразительного искусства, который помогает в работе с учащимися любого возраста. Близкий живописи со стороны содержания и формы, он имеет свои собственные конкретные задачи и художественные возможности. Ограниченная роль цвета позволяет выполнять работу фломастерами (столь любимыми ребятами за яркость и удобство), графитными карандашами или ручкой. Акварельные краски и гуашь, которые некоторые ученики послушно или периодически приносят на уроки, в данном случае играют вспомогательную роль. Художественно-выразительные достоинства графики - линия, штрих, контур или пятно на белом листе бумаги - очень лаконичны, условны и способствуют развитию воображения. Графике доступны разнообразные жанры. При минимальных средствах ее возможности образного изображения окружающего мира практически неограниченны. Именно графика является одним из способов, с помощью которого возможно формирование адекватного отражения окружающего мира, развитие и коррекция познавательной и изобразительной деятельности. Графические изображения близки и понятны школьникам, поскольку в повседневной жизни и в процессе обучения им приходится постоянно иметь дело с текстами, иллюстрациями в книгах, таблицами, репродукциями. Основанное на рисунке штрихами и линиями, графическое изображение наиболее приемлемо для детского восприятия, так как подчеркивает характерные черты объектов и опускает второстепенные. Выполняя предлагаемые учителем графические упражнения, зарисовки с натуры, по памяти и представлению, учащиеся учатся выделять существенные признаки, форму, строение и взаимоотношения отдельных частей в объекте, развивают мелкую моторику руки, бинокулярный, стереоскопический и глубинный глазомер. Графические навыки и умение реалистично изображать предметы и явления окружающего мира пригодятся в дальнейшей учебе и трудовой деятельности. Развитое визуальное мышление обеспечит подростку успешность освоения других учебных предметов. Возможность самостоятельного выбора варианта изображения и художественных средств стимулирует творческую мысль, память, воображение и наблюдательность, развивает фантазию, формирует художественное мышление ученика. Задача учителя - развить у своих воспитанников способность видеть и рассматривать форму объекта с различных точек, уметь передавать ее на изобразительной плоскости, выработать чувство пространства, научить творчески подходить к изображению окружающих предметов, явлений и событий. Рисуя, школьник глубже познает окружающую действительность, ярче чувствует и больше замечает, развивает зрительную память и образное мышление, учится видеть и понимать гармонию и красоту. В своих рисунках школьник, познавая мир, стремится к его правдоподобному изображению. И с возрастом это стремление усиливается. Первый критический момент наступает при переходе в среднее звено, когда интерес к рисованию начинает угасать, хотя изучение предмета "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе продолжается до 8-9 класса. Для поддержания интереса к изобразительной деятельности можно использовать работу по заданной схеме или образцу при условии, что учащиеся завершают свои работы дополнением авторских деталей. Последовательно развивая визуальное мышление, они уже способны свободно манипулировать зрительными образами, создавая самостоятельные произведения. Второй критический период - восьмой класс, когда школьники начинают стесняться проявлять себя в рисунке. В этом возрасте, изучая по программе жанры и виды изобразительного искусства на примере классических шедевров, они с интересом успешно копируют картины известных художников, выступая и творцами и зрителями. Внимательно рассматривая образец, учатся анализировать изображение, композицию, цветовое решение, сюжет и пр. Умение рассмотреть и воспроизвести изображение - необходимое условие для развития зрительно-моторной координации. В процессе сравнения своей работы с оригиналом происходит развитие многих видов мышления. Дети в принципе не способны к слепому копированию. Они познают мир творчески, субъективно, а потому привносят частичку личного, непроизвольно добавляя новые детали. В результате - новая, не имеющая аналогов работа. Практическая направленность заданий, регулярное и массовое участие школьников в выставках разного уровня, доступных детям без художественной специальной подготовки, - очень важный момент в процессе становлении личности. Перед учителем изобразительного искусства общеобразовательной школы не стоит цель обучить художников-профессионалов, но сформировать у школьников элементарные навыки изобразительной деятельности, помочь поверить в собственные творческие силы, сориентироваться в современном социокультурном пространстве - вполне реально. Программа "Изобразительное искусство и его история" для 5-9 классов осуществляет последовательное развитие эмоциональных и художественно-творческих способностей учащихся; обеспечивает целостное соединение знаний и ценностных ориентаций, приобретаемых в процессе изучения истории изобразительного искусства как части мировой художественной культуры, и развитие практических навыков изобразительной деятельности. Главная цель - создание условий для дальнейшего формирования целостного мировосприятия учащихся на основе художественного материала региональной культуры через последовательное развитие визуального мышления. Изучение цикла "Изобразительное искусство и его история" направлено на решение следующих учебно-творческих и общевоспитательных задач (с учетом возрастных особенностей учащихся и обязательным последовательным усложнением):
Мой E-mail.
|