Образовательная программа для учителей
начальных классов
и педагогов ИЗО
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА Методика преподавания предмета "Изобразительное искусство" в 1-4
классах Пояснительная записка
Образовательная программа "Технологические основы развития
визуального мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства"
разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного
стандарта с опорой на образовательную программу "Рисую мир", обеспеченную
учебно-методическим комплектом (автор И.А. Серикова).
Содержание занятий направлено на повышение квалификационного
уровня преподавания учителей начальных классов и педагогов изобразительного
искусства общеобразовательных учреждений в условиях стандартизации и регионализации
образования.
Данная образовательная программа относится к дисциплинам предметного
специального блока и рассчитана на 24 часа аудиторных занятий: лекционные - 17,
практические - 4, диагностические (анкетирование, собеседование) - 3. Тип
программы - образовательная программа "Технологические основы развития визуального
мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства" Цель
- раскрытие технологических основ развития визуального мышления младших школьников
на уроках изобразительного искусства, поскольку развитые зрительные функции, зрительно-моторная
координация и воображение (компоненты визуального мышления) играют ведущую роль
в познании мира школьником. Задачи: 1. Актуализация
и систематизация теоретических знаний педагогов о нормативно-правовых основах
и методиках преподавания предмета "Изобразительное искусство" младшим школьникам. 2.
Представление технологических основ развития визуального мышления младших школьников
в процессе изобразительной деятельности через преподавание по учебно-методическому
комплекту "Рисую мир" (автор И.А. Серикова). 3. Ознакомление с методикой диагностики
уровня развития визуального мышления младших школьников. 4. Стимулирование
мотивации самообразования педагогов для повышения их профессиональной компетенции. Контроль
за уровнем освоения технологических основ методики развития визуального мышления
младших школьников осуществляется на основании активности обучающихся в процессе
занятий, представленных самостоятельных творческих заданий и результатов анкетирования.
По итогам семинара проводятся зачётные мероприятия. Выдаётся удостоверение.
Аннотация
на образовательную программу Содержание курса "Технологические
основы развития визуального мышления младших школьников на уроках изобразительного
искусства" построено на основных принципах системного и деятельностного подхода
к преподаванию предмета "Изобразительное искусство" учителями начальных классов.
Представленный
учебно-тематический план предполагает изучение материала по следующему алгоритму:
1. теория и методика преподавания изобразительного искусства в школе;
2.
понятие "визуальное мышление" и теоретические основы его развития у младших школьников
в процессе изобразительной деятельности;
3. технологические
основы последовательного развития визуального мышления школьников от 1 к 4 классу;
4. поурочные рекомендации при работе по учебно-методическому комплекту "Рисую
мир"; 5. самостоятельная практическая работа слушателей; 6. освоение методики
диагностики уровня развития визуального мышления младших школьников; 7. обобщение
результатов обучения.
Обучение предполагает реализацию
принципов уровнего подхода: от представления изучаемого материала на информационно-знаковом
уровне через отражательно-преобразующий уровень (формирование умений при выполнении
практических заданий) к закреплению на уровне собственного творчества в процессе
самостоятельной педагогической деятельности.
Изучая предлагаемый
материал, обучающиеся участвуют в лабораторно-практических занятиях, овладевая
методикой развития визуального мышления младших школьников через изобразительную
деятельность на уроках ИЗО.
Каждая тема предполагает выполнение
обучающимися определённого объёма самостоятельной работы в альбомах и рабочих
тетрадях, характер и содержание которой соответствует целям и задачам данного
курса и позволяет судить о готовности к преподаванию курса "Изобразительное искусство"
по программе "Рисую мир".
Образовательная программа "Технологические
основы развития визуального мышления младших школьников на уроках изобразительного
искусства" обеспечена учебно-методическим комплектом "Рисую мир" (автор И.А.
Серикова) адаптированным к условиям образовательных учреждений разного вида -
от гимназии и лицея до школ для детей с ограниченными возможностями.
Содержание курса
Модуль 1. Организационное занятие. 1.1.
Анкетирование слушателей. 1.2. Обзор образовательных программ по изобразительному
искусству. Обзор нормативно-правовой основы. 1.3. Понятие "визуальное мышление"
и актуальность его формирования в современном образовательном процессе. Основные
характеристики визуального мышления, специфика мышления младших школьников, актуальность
формирования и его в современном образовательном процессе. Компоненты визуального
мышления и этапы их формирования. 1.4. Учебно-методический комплект "Рисую
мир" - педагогическая модель развития визуального мышления младших школьников
в условиях общеобразовательной школы. В УМК "Рисую мир" входят: - программа
- основные принципы ее построения, цели и задачи, распределение часов по видам
занятий, учебно-тематические планы, краткое содержание курса, поурочное планирование,
требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения
и список литературы для школьников и педагога; - методические рекомендации
для учителя - пути, методы и приемы развития визуального мышления младших школьников;
- рабочие тетради для школьников каждой возрастной параллели. Модуль 2.
Первые шаги в мир искусства. 1 класс. 2.1. Технологические
основы развития зрительно-моторной координации в процессе изобразительной деятельности:
начальное представление о композиции и компоновке рисунка на листе, правила
пользования основными и традиционными доступными художественными средствами,
основные графические элементы изображения, навыки использования и смешивания основных
цветов. Графические упражнения в рабочих тетрадях, способствующие
целенаправленному развитию зрительно-моторной координации. Возможность
самостоятельно дополнять детали в процессе творческой работы - начальный этап
развития воображения. .2. Рекомендации к урокам с целью
создания условий для развития зрительно-моторной координации. Основные
учебно-творческие и общевоспитательные задачи учебного года, каждой четверти и
уроков. Основы изобразительного языка искусства. Геометрические
формы и их применение в творческих работах. Взаимосвязи изобразительного искусства
с музыкой, литературой, театром, кино. Начальные понятия о книжной иллюстрации.
Виды изобразительных (пластических) искусств, их связь с жизнью. Элементарные
основы скульптуры на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Роль художника в создании игрушки. Начальное представление о пропорциях человеческого
тела и лица. Пропорциональное соотношение размеров сравниваемых предметов. 2.3.
Практикум: творческая деятельность в альбомах и рабочих тетрадях для учащихся
1 класса. Использование в работе элементарных основ изобразительного
языка искусства, рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Модуль
3. Мир вокруг нас. 2 класс. 3.1. Технологические основы
развития основных видов мышления в процессе изобразительной деятельности: наблюдение
за объектами и явлениями окружающей природы, обогащение зрительного опыта, развитие
основных мыслительных операций, знание основ изобразительной грамоты, навыки воспроизведения,
развитие воображения. 3.2. Рекомендации к урокам с целью
создания условий для развития основных видов мышления. Основные
учебно-творческие и общевоспитательные задачи учебного года, каждой четверти и
уроков. Начальные представления о видах и жанрах в изобразительном
искусстве. Элементарные основы реалистического рисунка. Применение простейших
приемов стилизации изображения на основе декоративной переработки форм животного
и растительного мира. Реалистическое, сказочное и фантастическое изображение природных
объектов. 3.3. Практикум: творческая деятельность в альбомах
и рабочих тетрадях для учащихся 2 класса. Выполнение упражнений
на формирование у школьников первичных навыков рисования с натуры, по памяти и
воображению. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов. Модуль 4. Человек и предметный мир.
3 класс. 4.1. Технологические основы развития и закрепления
зрительно-моторной координации и основных мыслительных операций в процессе изобразительной
деятельности: введение младшего школьника в культуру рисунка через изображение
объектов, окружающих человека в быту, приобретение опыта функционально-конструктивного
анализа, совершенствование навыков свободного рисования. Чертеж
как перевод проектных идей в материал, способствующий целостному развитию компонентов
визуального мышления. 4.2. Рекомендации к урокам с целью
создания условий для развития и закрепления зрительно-моторной координации и основных
мыслительных операций: основы изображения человека, изображение предметного мира,
окружающего человека. Основные учебно-творческие и общевоспитательные
задачи учебного года, каждой четверти и уроков. Формирование
представления о видах и жанрах в изобразительном искусстве. Знакомство с конструктивным
строением тела человека, последовательностью его изображения в статике и движении.
Понятие об архитектуре, дизайне и декоративно-прикладном искусстве как видах изобразительного
(пластического) искусства. 4.3. Практикум: творческая деятельность
в альбомах и рабочих тетрадях для учащихся 3 класса. Способы
закрепления первичных навыков рисования с натуры, по памяти и воображению; пространственное
изображение предметов; моделирование предметов бытового окружения человека. Модуль
5. Мир сказок и фантазии. 4 класс. 5.1. Технологические
основы развития воображения на основе сформированных изобразительных навыков,
накопленного визуального материала и развитых основных мыслительных операций:
основы этнографических знаний, межпредметная связь, выполнение сложных многофигурных
композиций, иллюстрирование литературных произведений. 5.2.
Рекомендации к урокам с целью создания условий для развития воображения в процессе
иллюстрирования литературных произведений. Основные учебно-творческие
и общевоспитательные задачи учебного года, каждой четверти и уроков. Формирование
основных компонентов визуального мышления с акцентом на развитие воображения.
Способы самовыражения художника в иллюстрациях к литературным произведениям, передачи
своего отношения к изображаемому объекту. Литературные герои в декоративно-прикладном
творчестве и в иллюстрациях художников. 5.3. Практикум:
творческая деятельность в альбомах и рабочих тетрадях для учащихся 4 класса. Способы
развития навыков иллюстрирования; использование в индивидуальной и коллективной
деятельности различных художественных техник и материалов. Модуль 6.
Диагностика уровня развития визуального мышления младших школьников. 6.1.
Теоретические основы диагностики уровня развития визуального мышления. 6.2.
Методика диагностики уровня развития основных компонентов визуального мышления
младших школьников. Диагностика развития визуального мышления
младших школьников на основе рисуночной деятельности. Показатели развития визуального
мышления младших школьников. Оценка сформированности каждого показателя, определяемая
с помощью разработанных критериев. Условия проведения тестирования,
обеспеченность раздаточным материалом. 6.3. Практикум: диагностика
слушателей по тестам для младших школьников. Отработка навыков проведения тестирования,
умения определять уровень сформированности каждого показателя и визуального мышления
в целом. Модуль 7. Обобщение результатов обучения Анкетирование
слушателей, анализ результатов обучения.
Требования
к уровню подготовки обучающихся Основные знания:
- основных теоретических положений об условиях развития визуального мышления младших
школьников; - технологических основ развития визуального
мышления младших школьников через изобразительную деятельность;
- методики преподавания по учебно-методическому комплекту "Рисую мир". Владение:
- методикой проведения практических занятий по программе
"Рисую мир"; - практикой использования иллюстративно-методического
и дидактического материала на уроках изобразительного искусства;
- методикой диагностирования уровня развития визуального мышления младших школьников.
Список
литературы 1. Алексеева О., Юдина Н. Интеграция в
изобразительном искусстве. // Начальная школа. - 2006. - № 14. 2. Арнхейм Р.
Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура-С, 2007. - 392 с. 3. Бажовская
энциклопедия. Под редакцией Блажес В.В. - Екатеринбург: Сократ, 2007. - 639 с.
4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль:
Академия развития, 1998. - 239 с. 5. Блонский П.П. Психология младшего школьника.
- М.: Академия психологических и социальных наук, 2006. - 631с. 6. Богоявленская
Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с. 7.
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. -
М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с. 8. Воловик А.Ф. Все о рисовании. - М.: Астрель,
2000. - 167 с. 9. Все о технике: рисунок. Незаменимый справочник для художников.
Пер. А.И. Ильф. - М.: Арт-Родник, 2002. - 144 с. 10. Выготский Л.С. Психология
искусства. - СПб.: Азбука, 2000. - 416 с. 11. Гибсон Дж.
Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988. - 461 с.-
http://tvzone.city.tomsk.net/gibson.htm 12. Додсон Б. Ключи
к искусству рисунка. - М.: Попурри, 2004. - 224 с. 13. Ермаков
Д.С. Экологические проблемы в детских рисунках. // Вопросы психологии. - 2003.
- №1. - С. 12-17. 14. Жубров С.В. Психологические механизмы
формирования качества зрительного образа восприятия как фактор успешного обучения
// Сибирский учитель. - 2003. - №4. // http://www.edu.nsu.ru/~su/article.htm?198 15.
Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Зримая сущность (Визуальное мышление в изобразительном
искусстве). - Свердловск: УрГУ, 1991. - 284 с. 16. Загвязинский
В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. - М.: Академия, 2004 - 188 с. 17.
Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. - Воронеж: МОДЭК,
2001. - 192 с. 18. Зиганов М., Козаренко В. Мнемотехника:
Запоминание на основе визуального мышления - М.: Школа рационального чтения, 2001.
- 304 с. http://ariom.ru/litera-dop.html 9. Ильина М.В.
Развитие вербального воображения. - М.: Прометей, 2003. - 64 с. 20.
Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. Пер. с англ.
М.Д.Лахути. М.: ООО Издательство Росмэн-Пресс, 2004. - 96 с 21.
Камышников В.Н. Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие
интеллекта младших школьников. // Начальная школа. - 2002. - № 6. - С. 92-101. 22.
Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука-классика, 2005. 23.
Каплунович И.Я. О психологических различиях мышления двумерными и трехмерными
образами. // Вопросы психологии. - 2003. - № 3. - С. 66-78. 24.
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2007. - 271
с. 25. Коротаева Е.В. Креативность: детское воображение
плюс творческий порыв педагога. // Директор школы. - 2003. - № 2. - С. 92-98. 26.
Лазутина Н. Детское сказочное творчество. // Начальная школа. - 2006. - № 10. 27.
Мокеева И. Образные выражения и их графическое воплощение. // Начальная школа.
- 2001. - № 48. 28. Островская О.В. Уроки изобразительного
искусства в начальной школе. 1-4 кл.: Пособие для учителя. - М.: Владос, 2003.
- 280 с. 29. Рапуто А.Г. Обучение основам визуальной грамотности.
// Информатика и образование. - 2006. - № 11. <30. Родари
Д. Грамматика фантазии. - М.: Прогресс, 1990. - 93 с. http://lib.ru/RODARI/fantasia.txt 31.
Современный словарь-справочник по искусству. Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев.
- М.: АСТ: Олимп, 2000. - 816 с. 32. Тихомирова Е. Как одевались
и обувались наши предки. // Начальная школа. - 2005. - № 13. 33.
Энциклопедия художника. Полный курс для начинающих и студентов худ. вузов. - М.:
АСТ, 2002. - 297 с.
Мой E-mail.
|