Серикова Ирина Адриановна

 
Обо мне
О работе
О полезном
О приятном
Фотогалерея
Обо всём

 

Визуальное мышление младших школьников

 

Под мышлением понимается процесс познавательной активности человека. По генезису развития выделяют виды мышления наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними, наглядно-образное характеризуется тем, что отвлеченные мысли и обобщения человек воплощает в конкретные образы. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменениями в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями, когда субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Образное мышление - это сложный процесс преобразования чувственной информации. Поскольку источники зрительной информации в совокупности являются наиболее мощным фактором в интеллектуальном развитии современного человека, целесообразно выделение визуального мышления как одной из форм наглядно-образного. Мышление посредством визуальных операций, или визуальное мышление, хорошо развито у большинства людей. Никакую информацию о предмете не удастся передать наблюдателю до тех пор, пока этот предмет не будет представлен в структурно ясной форме. Именно манипуляция элементами видимого мира, порождающая новый образ, составляет существо визуального мышления.

Специфика мышления младших школьников заключается в возрастных особенностях восприятия и малом визуальном опыте. Обеспечивая обобщенные и динамичные представления об окружающем мире, детское визуальное мышление представляет собой процесс моделирования объектов и явлений окружающей действительности, поисковую и познавательную активность, проявляющуюся в изобразительной деятельности.

Взаимосвязь творческой изобразительной деятельности и визуального мышления можно представить следующей схемой.

Теоретический анализ существующих психолого-педагогических подходов к определению понятия визуального мышления позволяет выделить составляющие его компоненты:
1) зрительно-моторную координацию: координацию движений, фигурно-фоновое различение заданного элемента, опознание фигур и их положения в пространстве, точность глазомера и чуткость зрения к цвету, копирование разнообразных форм, зрительную память, воспроизведение по памяти, самоконтроль и организацию произвольной деятельности и др.;
2) виды мыслительной деятельности: концентрирование, переключение и распределение внимания, анализ и синтез, суждение и умозаключение, сравнение, обобщение и классификация, построение логических связей, пла-нирование, наблюдательность, ориентацию и др.;
3) воображение: активность и раскованность мышления, оперирование образами и оригинальность новых образов, образную беглость и гибкость, фантазию и др.

Познавая, ребенок переносит свое восприятие окружающего мира в графические изображения. Это обусловило выделение компонента "зрительно-моторная координация" как основы изобразительной деятельности. К семи годам у ребенка кисть руки готова к письму и выполнению мелких графических упражнений, что создает условия для развития зрительно-моторной координации. Развитие основных видов мыслительной деятельности - естественный процесс при обучении. Приоритетное развитие этого компонента отнесено ко второму классу, поскольку именно в этом возрасте происходит активное визуальное познание и восприятие мира. Заметные сдвиги в интеллектуальном развитии второклассника определяются тем, что его ведущей деятельностью становится усвоение систем понятий по различным предметам. К третьему классу накопленный визуальный материал обусловливает взаимодополняющее развитие первых двух компонентов, которые в свою очередь создают условия для формирования воображения. Для учащихся четвертых классов характерна хорошо развитая зрительно-моторная координация; они владеют основными мыслительными операциями, имеют значительный зрительный опыт. Формирующееся рефлексивно-эвристическое мышление (когда школьники сами научаются видеть проблему и самостоятельно ее решать) является фундаментом для развития воображения - важнейшего компонента творческой и отражательной деятельности сознания. При этом приоритет одного из компонентов визуального мышления не исключает, а предполагает одновременное развитие двух других, так как формирование каждого из них влияет на развитие остальных.

Таким образом, педагогическая модель развития визуального мышления младших школьников, учитывая возрастные особенности учащихся, может быть представлена как система целостного формирования его компонентов: зрительно-моторная координация, основные мыслительные операции, воображение.

Каждый из учебных предметов в начальной школе в той или иной степени способствует развитию выделенных компонентов визуального мышления. Опираясь на опыт отечественной и зарубежной педагогики, приходим к выводу, что именно уроки изобразительного искусства позволяют обобщать и целостно направлять данный процесс. Изобразительная деятельность - это не только одно из средств постижения окружающего мира через визуальный материал, составляющий основу его содержания, но и средство адаптации младшего школьника к этому миру. Умение видеть, включающее способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять об увиденном формируются с детства. Этот процесс аналогичен возрастным этапам развития и формирования личности младшего школьника.

Разрабатывая методику развития визуального мышления, необходимо опираться на психологические особенности и специфику зрительного восприятия, свойственные определенному возрастному этапу развития. Для решения поставленных задач в учебных программах должны быть заложены условия последовательного формирования эмоционально-творческих возможностей учащихся через планомерное развитие основных компонентов визуального мышления.

Развитие мышления в целом - процесс необратимый. Однако уточним, что учащиеся младших классов, особенно в начале обучения очень восприимчивы к внешнему воздействию. И, если это положительное воздействие приостановлено, то процесс развития данного качества может не только замедлиться, но и прекратится. Учитывая индивидуальные психофизиологиче-ские особенности учащихся, их способности и условия обучения, целесообразно комплексное развитие визуального мышления, не только в начальном, но и в среднем и старшем звене, что, несомненно, станет залогом жизненного успеха сегодняшних младших школьников.

Мой E-mail.