Серикова Ирина Адриановна |
Рисую мир (1-4 классы) Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес
к серьезной интеллекту-альной работе, самостоятельность, как личную черту,
вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки
их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя
в нем властелинами. |
|
|
|
|
Специфика мышления младших школьников заключается в возрастных особенностях восприятия и малом визуальном опыте. Обеспечивая обобщенные и динамичные представления об окружающем мире, детское визуальное мышление представляет собой процесс моделирования объектов и явлений окружающей действительности, поисковую и познавательную активность, проявляющуюся в изобразительной деятельности. Познавая, ребенок переносит свое восприятие окружающего мира в графические изображения. Это обусловило выделение компонента "зрительно-моторная координация" как основы изобразительной деятельности. К семи годам у ребенка кисть руки готова к письму и выполнению мелких графических упражнений, что создает условия для развития зрительно-моторной координации. Развитие основных видов мыслительной деятельности - естественный процесс при обучении. Приоритетное развитие этого компонента отнесено ко второму классу, поскольку именно в этом возрасте происходит активное визуальное познание и восприятие мира. Заметные сдвиги в интеллектуальном развитии второклассника определяются тем, что его ведущей деятельностью становится усвоение систем понятий по различным предметам. К третьему классу накопленный визуальный материал обусловливает взаимодополняющее развитие первых двух компонентов, которые в свою очередь создают условия для формирования воображения. Для учащихся четвертых классов характерна хорошо развитая зрительно-моторная координация; они владеют основными мыслительными операциями, имеют значительный зрительный опыт. Формирующееся рефлексивно-эвристическое мышление (когда школьники сами научаются видеть проблему и самостоятельно ее решать) является фундаментом для развития воображения - важнейшего компонента творческой и отражательной деятельности сознания. При этом приоритет одного из компонентов визуального мышления не исключает, а предполагает одновременное развитие двух других, так как формирование каждого из них влияет на развитие остальных. Таким образом, педагогическая модель развития визуального мышления младших школьников, учитывая их возрастные особенности, может быть представлена как система целостного формирования его компонентов: зрительно-моторная координация, основные мыслительные операции, воображение. Каждый из учебных предметов в начальной школе в той или иной степени способствует развитию выделенных компонентов визуального мышления. Опираясь на опыт отечественной и зарубежной педагогики, приходим к выводу, что именно уроки изобразительного искусства позволяют обобщать и целостно направлять данный процесс. Изобразительная деятельность - это не только одно из средств постижения окружающего мира через визуальный материал, составляющий основу его содержания, но и средство адаптации младшего школьника к этому миру. Умение видеть, включающее способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять об увиденном формируются с детства. Этот процесс аналогичен возрастным этапам развития и формирования личности младшего школьника. Развитие мышления в целом - процесс необратимый. Однако уточним, что учащиеся младших классов, особенно в начале обучения очень восприимчивы к внешнему воздействию. И, если это положительное воздействие приостановлено, то процесс развития данного качества может не только замедлиться, но и прекратиться. Содержание программы "Рисую мир" направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат). Основой образовательной программы "Рисую мир" являются межпредметные связи, преемственность в обучении и в изучении материала, учет возрастных психофизиологических особенностей младших школьников, интеграция требований федерального и национально-регионального компонентов, единство учебной и внеклассной работы. Основные межпредметные связи, используя потенциал всех учебных дисциплин, способствуют формированию целостного восприятия окружающего мира через развитие основных компонентов визуального мышления. Опора на знания по естествознанию помогает поддержать интерес учащихся при выполнении заданий на сравнение природных объектов, развивая наблюдательность, навыки анализа, классификации и обобщения. Обращение внимания младших школьников на названия линий и геометрических элементов, их положение в пространстве и на плоскости поможет в усвоении материала по математике, развивая зрительно-моторную координацию. Тесная связь с уроками музыки и литературы полнее познакомит учащихся с художественным произведением, которое они иллюстрируют, развивая сенсорные способности и воображение, стимулируя активизацию самостоятельного творческого процесса. Важная роль принадлежит словесному сопровождению и правильному произношению используемого на уроке речевого материала. Прописывая на доске новые термины и понятия, учитель помогает объединить зрительный образ с грамматикой слова. Обращение к личному опыту, основам естественнонаучных, этнографических, исторических и культурологических знаний своей страны и региона создает ситуацию успеха, позволяя младшему школьнику увереннее чувствовать себя в коллективе. Такой подход делает школьные предметы более понятными, зримыми и знакомыми для младших школьников, подтверждая практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Необходимо учитывать, что в начальной школе многие понятия являются сквозными и рассматриваются на уроках математики, русского языка, чтения, изобразительного искусства, трудового обучения и т.д. В соответствии с ГОС соблюдаются три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: "Мир изобразительных (пластических) искусств"; "Художественный язык изобразительного искусства"; "Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью". Создавая условия для развития визуального мышления, программа реализует основополагающие цели предмета:
Учебно-методический комплект "Рисую мир" для учащихся 1-4 классов разработан как педагогическая модель развития визуального мышления через целостное формирование основных его компонентов. Благодаря рациональному сочетанию средств и методических приемов, УМК обеспечивает систематическое воздействие на каждый из компонентов визу-ального мышления, способствует формированию творческого подхода к различным видам деятельности, повышает эффективность всего учебного процесса. Комплект представлен программой, методическими рекомендациями для учителя и 4 рабочими тетрадями для учащихся. Программа "Рисую мир" состоит из четырех больших блоков, позволяющих обучать комплексно и синхронно, основываясь на том материале, который непосредственно близок малышу. Обучение осуществляется через изучение: в 1 классе - элементов рисунка, основ цветоведения и композиции; во 2 классе - мира живых существ, окружающих ребенка; в 3 классе - изображения человека и его предметного мира; в 4 классе - окружающего мира, иллюстрируя сказки своей страны и родного края. Блоки-четверти последовательно раскрывают тему года, усложняются практические задания. УМК способствует накоплению впечатлений и формированию изобразительных навыков, воспитывает наблюдательность, расширяет эмоциональный и визуальный опыт, стимулирует творческую активность младших школьников. К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства. Исследования подтверждают, что показатели развития зрительно-моторной координации, основных видов мышления и воображения становятся выше, когда преподавание всех основных предметов и изобразительного искусства по УМК "Рисую мир" ведет один учитель. Художественная деятельность в таком случае выходит за рамки учебных занятий и находит продолжение в системе дополнительного образования, осуществляя межпредметную связь и объединяя всю учебно-воспитательную работу с классом. Такой комплексный подход в обучении и воспитании младших школьников позволяет обогатить мир образов, значительно расширить кругозор и мировосприятие учащихся, вызывает интерес к изобразительной деятельности, создает ситуацию успеха, как для детей, так и для их учителя.
Мой E-mail.
|