![]() |
Серикова Ирина Адриановна |
![]() |
![]() |
|
Основные учебно-творческие и общевоспитательные задачи Предметно-информационная составляющая образованности:
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
Основная цель цикла уроков: расширение кругозора, получение и закрепление навыков изобразительной деятельности в процессе создания иллюстрированной книжки по знакомой сказке с новым содержанием. Подготовительный период к урокам. Прочитать сказку о Колобке. Найти и рассмотреть иллюстрации к этой сказке, выполненные разными художниками. Посетить книжные магазины, парки, зоопарк, посмотреть телепередачи и фильмы о природе и животном мире родного края, личные наблюдения. Оборудование уроков. Для учителя: книги для читателей разного возраста, сказка "Колобок" в иллюстрациях разных художников, иллюстрации с изображениями деревенских домов, домашних животных, полевых растений, птиц и обитателей наших лесов, ёжиков. Для учащихся: альбом книжного формата (можно самодельный на 8 листов), карандаш, цветные материалы по выбору учителя или детей (цветные карандаши, акварельные краски, гуашь, мелки), фломастеры. Рекомендации к урокам. Особую роль в развитии у детей восприятия играет знакомство с книжной иллюстрацией. Часто картинки в книгах являются первыми произведениями изобразительного искусства, с которыми знакомится ребёнок. Малыши очень любят игрушки и книжки с картинками, особенно те, в создании которых они принимают непосредственное участие. В этом возрасте дети предпочитают ролевые игры, подражая действиям взрослых. В процессе игры они усваивают систему эталонов - сенсорных, этических, практических и др., учатся применять их в жизненных ситуациях, уточняются их знания о различных сторонах окружающего мира. Это помогает превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребёнка дело, обеспечить малышу естественный переход от игры к обучению, развивать его творческие способности, основа которых - воображение. Выполнение учебных заданий становится осмысленным и интересным. Овладение нужными формообразующими движениями проходит в форме эмоциональной игры, в результате которой к концу урока у каждого ребёнка - законченная работа. Межпредметная связь создает условия для углубленного изучения учебного материала. Такой подход делает школьные предметы более понятными, зримыми и знакомыми для учащихся, подтверждая практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью, что позволяет систематизировать и расширять знания учащихся, давать комплексное представление о многообразии и многозначности предметного мира. Для создания ситуации успеха первоклассников, учитывая разный уровень их художественной подготовки, рекомендуется на классной доске нарисовать вариант иллюстрации, демонстрируя способы изображения, объясняя законы композиции и перспективы. Взяв за основу этот вариант, дети смогут изменить его или дополнить своими деталями, проявить фантазию. Во время занятий ребята получают знания, навыки и эстетическое удовольствие от творческой работы. Чувство удовлетворения порождает у них желание работать дальше. Ребёнок перестаёт бояться рисовать, бояться, что "выйдет плохо". У каждого "получается по-своему" и удачно, включая ребят, ранее не способных к творческой деятельности. Именно в иллюстрации, с помощью разных средств выразительности, ребёнок учится передавать определённое настроение и характер героев, своё отношение к ним. Работая с репродукциями картин, необходимо знакомить учащихся с их названием и именем художника, учить рассматривать и анализировать изображение, обращать внимание на эмоциональное восприятие произведений искусства. Важная роль принадлежит словесному сопровождению и правильному произношению используемого на уроке речевого материала. Новые термины и понятия следует прописывать на доске, что помогает ребёнку объединить зрительный образ с грамматикой слова. Тесная связь теоретических и практических занятий позволяет учащимся яснее увидеть и понять цельную картину окружающего мира, человеческого общества и изобразительного искусства в частности, способствует самостоятельному осмыслению творческих явлений и накоплению эстетических переживаний, пробуждает у детей ответственное отношение ко всему, что окружает их в жизни. Тематическая направленность четверти позволяет сочетать учебную и внеклассную деятельность, расширяя кругозор учащихся, создаёт условия для формирования целостного восприятия окружающего мира. Наблюдения за миром живых существ помогают понять единство и неразрывность природных связей, воспитывают бережное отношение к ним. Посещая выставки и музеи, дети получают элементарное представление о взаимодействии искусства с жизнью. Беседы об окружающем мире и природе родного края, впечатления об услышанном и увиденном, полученные знания учащиеся закрепляют в различных видах изобразительной деятельности, что способствует лучшему усвоению материала. Это очень важно для детей в том возрасте, когда эмоцио-нальная и зрительная память преобладают над другими видами памяти. Уроки проводятся с учётом интересов учащихся, их психофизиологических возрастных особенностей и возможностей. На практической части занятий следует опираться на знания и умения учащихся, приобретенные ранее, углубляя и развивая их в области рисунка, живописи и композиции. Учащиеся последовательно развивают зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации, изучают закономерности линейной и воздушной перспективы, конструктивного строения предметов, приёмы объемного изображения и цветоведение, совершенствуют изобразительные навыки в передаче действительности. Краткие рекомендации к оформлению самодельных книжек. Если нет возможности купить альбомы книжного формата, то макет выполняется самостоятельно в каникулы. Текст сказки желательно располагать на левом развороте. Учитывая степень подготовленности детей, текст можно заранее отпечатать и последовательно наклеивать или переписывать с доски, закрепляя навыки письма, вне урока ИЗО. Справа - иллюстрация к тексту. Некоторые детали рисунка могут оформлять и лист с текстом.
Мой E-mail.
|