Серикова Ирина Адриановна

 
Обо мне
О работе
О полезном
О приятном
Фотогалерея
Обо всём

1 класс. 3 четверть. Старая сказка на новый лад

(Из методических рекомендаций для учителя)

Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5
Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 УМК "Рисую мир"

Основные учебно-творческие и общевоспитательные задачи

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • понятия верх, низ, левый и правый край листа;
  • простейшие композиционные приёмы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

  • простейшие способы передачи пространства на плоскости;
  • способы изображения объёма предметов шаровидной формы на плоскости;
  • этапы своей художественной работы: замысел, эскиз в карандаше, заполнение листа, цветовое решение работы и её завершение.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • ориентирование на плоскости листа;
  • пользование выразительным характером линии;
  • развитие мелкой моторики;
  • умение сконцентрировать своё внимание на выполнении работы;
  • умение выполнять работу аккуратно и доводить её до завершения;
  • привлечение своего жизненного опыта и примеров из окружающей действительности при выполнении работы.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • овладение начальными навыками использования художественных материалов;
  • становление интереса к изобразительной деятельности;
  • эмоциональное наблюдение за явлениями окружающего мира и его эстетическое восприятие;
  • осознание единства и многообразия окружающего мира;
  • расширение кругозора учащихся.

Основная цель цикла уроков: расширение кругозора, получение и закрепление навыков изобразительной деятельности в процессе создания иллюстрированной книжки по знакомой сказке с новым содержанием.

Подготовительный период к урокам. Прочитать сказку о Колобке. Найти и рассмотреть иллюстрации к этой сказке, выполненные разными художниками. Посетить книжные магазины, парки, зоопарк, посмотреть телепередачи и фильмы о природе и животном мире родного края, личные наблюдения.

Оборудование уроков. Для учителя: книги для читателей разного возраста, сказка "Колобок" в иллюстрациях разных художников, иллюстрации с изображениями деревенских домов, домашних животных, полевых растений, птиц и обитателей наших лесов, ёжиков. Для учащихся: альбом книжного формата (можно самодельный на 8 листов), карандаш, цветные материалы по выбору учителя или детей (цветные карандаши, акварельные краски, гуашь, мелки), фломастеры.

Рекомендации к урокам. Особую роль в развитии у детей восприятия играет знакомство с книжной иллюстрацией. Часто картинки в книгах являются первыми произведениями изобразительного искусства, с которыми знакомится ребёнок. Малыши очень любят игрушки и книжки с картинками, особенно те, в создании которых они принимают непосредственное участие. В этом возрасте дети предпочитают ролевые игры, подражая действиям взрослых. В процессе игры они усваивают систему эталонов - сенсорных, этических, практических и др., учатся применять их в жизненных ситуациях, уточняются их знания о различных сторонах окружающего мира. Это помогает превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребёнка дело, обеспечить малышу естественный переход от игры к обучению, развивать его творческие способности, основа которых - воображение. Выполнение учебных заданий становится осмысленным и интересным. Овладение нужными формообразующими движениями проходит в форме эмоциональной игры, в результате которой к концу урока у каждого ребёнка - законченная работа.

Межпредметная связь создает условия для углубленного изучения учебного материала. Такой подход делает школьные предметы более понятными, зримыми и знакомыми для учащихся, подтверждая практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью, что позволяет систематизировать и расширять знания учащихся, давать комплексное представление о многообразии и многозначности предметного мира.

Для создания ситуации успеха первоклассников, учитывая разный уровень их художественной подготовки, рекомендуется на классной доске нарисовать вариант иллюстрации, демонстрируя способы изображения, объясняя законы композиции и перспективы. Взяв за основу этот вариант, дети смогут изменить его или дополнить своими деталями, проявить фантазию. Во время занятий ребята получают знания, навыки и эстетическое удовольствие от творческой работы. Чувство удовлетворения порождает у них желание работать дальше. Ребёнок перестаёт бояться рисовать, бояться, что "выйдет плохо". У каждого "получается по-своему" и удачно, включая ребят, ранее не способных к творческой деятельности.

Именно в иллюстрации, с помощью разных средств выразительности, ребёнок учится передавать определённое настроение и характер героев, своё отношение к ним.

Работая с репродукциями картин, необходимо знакомить учащихся с их названием и именем художника, учить рассматривать и анализировать изображение, обращать внимание на эмоциональное восприятие произведений искусства.

Важная роль принадлежит словесному сопровождению и правильному произношению используемого на уроке речевого материала. Новые термины и понятия следует прописывать на доске, что помогает ребёнку объединить зрительный образ с грамматикой слова.

Тесная связь теоретических и практических занятий позволяет учащимся яснее увидеть и понять цельную картину окружающего мира, человеческого общества и изобразительного искусства в частности, способствует самостоятельному осмыслению творческих явлений и накоплению эстетических переживаний, пробуждает у детей ответственное отношение ко всему, что окружает их в жизни.

Тематическая направленность четверти позволяет сочетать учебную и внеклассную деятельность, расширяя кругозор учащихся, создаёт условия для формирования целостного восприятия окружающего мира. Наблюдения за миром живых существ помогают понять единство и неразрывность природных связей, воспитывают бережное отношение к ним. Посещая выставки и музеи, дети получают элементарное представление о взаимодействии искусства с жизнью.

Беседы об окружающем мире и природе родного края, впечатления об услышанном и увиденном, полученные знания учащиеся закрепляют в различных видах изобразительной деятельности, что способствует лучшему усвоению материала. Это очень важно для детей в том возрасте, когда эмоцио-нальная и зрительная память преобладают над другими видами памяти. Уроки проводятся с учётом интересов учащихся, их психофизиологических возрастных особенностей и возможностей. На практической части занятий следует опираться на знания и умения учащихся, приобретенные ранее, углубляя и развивая их в области рисунка, живописи и композиции. Учащиеся последовательно развивают зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации, изучают закономерности линейной и воздушной перспективы, конструктивного строения предметов, приёмы объемного изображения и цветоведение, совершенствуют изобразительные навыки в передаче действительности.

Краткие рекомендации к оформлению самодельных книжек. Если нет возможности купить альбомы книжного формата, то макет выполняется самостоятельно в каникулы. Текст сказки желательно располагать на левом развороте. Учитывая степень подготовленности детей, текст можно заранее отпечатать и последовательно наклеивать или переписывать с доски, закрепляя навыки письма, вне урока ИЗО. Справа - иллюстрация к тексту. Некоторые детали рисунка могут оформлять и лист с текстом.

 

Мой E-mail.