Серикова Ирина Адриановна

 
Обо мне
О работе
О полезном
О приятном
Фотогалерея
Обо всём

Учебно-методический комплект "Рисую мир"

Программа
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

 

Учебно-методический комплект "Рисую мир" для 1-4 классов - педагогическая модель развития визуального мышления младших школьников в условиях общеобразовательной школы.


Создает условия для целостного формирования основных компонентов визуального мышления, существенно изменяет роль наглядных дидактических материалов (из вспомогательного сопровождающего средства они становятся ведущим инструментом в развитии визуального мышления младшего школьника), учитывает возрастные особенности учащихся и стимулирует их на самостоятельное творчество.


Соответствует требованиям национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования Свердловской области (доступность и адаптивность системы образования к особенностям развития детей; создание учебного и программно-методического обеспечения с учетом региональных условий и возможностей), прошел экспертизу на соответствие ГОСу (НРК) образования в период детства (Решение областного экспертного совета от 2007).

УМК состоит из программы, методических рекомендаций для учителя и четырех рабочих тетрадей для учащихся каждой возрастной параллели. В программе представлены основные принципы ее построения, цели и задачи, распределение часов по видам занятий, учебно-тематические планы, краткое содержание курса, поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения и список литературы для школьников и педагога. Обучение осуществляется через изучение: в первом классе - элементов рисунка, основ цветоведения и композиции; во втором классе - мира живых существ, окружающих младшего школьника; в третьем классе - изображения человека и его предметного мира; в четвертом классе - окружающего мира, иллюстрируя сказки своей страны и родного края.

В методических рекомендациях для учителя предложены пути, методы и приемы развития визуального мышления младших школьников через целостное формирование зрительно-моторной координации, основных мыслительных операций и воображения, дан краткий теоретический материал к урокам и рекомендации по выполнению практических заданий.

Содержание рабочих тетрадей включает в себя комплекс упражнений на развитие зрительно-моторной координации, и методический иллюстративный материал по теме урока, способствующий развитию основных мыслительных операций и воображения на основе личностно значимой для младшего школьника региональной среды.

Основой учебно-методического комплекта "Рисую мир" являются межпредметные связи, преемственность в обучении и в изучении материала, учет возрастных психофизиологических особенностей младших школьников, интеграция требований федерального и национально-регионального компонентов, единство учебной и внеклассной работы.

Межпредметные связи позволяют использовать потенциал всех учебных дисциплин, открывать дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач, уплотнять количество информации в уроке и мыслительной деятельности учеников по ее усвоению, соблюдать и выполнять одно из важнейших условий сохранения интереса к учебной деятельности - ее разнообразие, способствуют формированию целостного восприятия окружающего мира через развитие основных компонентов визуального мышления (зрительно-моторной координации, основных мыслительных операций и воображения). Опора на знания по естествознанию помогает поддержать интерес учащихся при выполнении заданий на сравнение природных объектов, развивая наблюдательность, навыки анализа, классификации и обобщения. Так, явление симметрии очень доступно объясняется первоклассникам на примере бабочки, ритм - рассматривая перья в хвосте павлина, а равновесие - составляя букет в вазе. Обращение внимания младших школьников на названия линий и геометрических элементов, их положение в пространстве и на плоскости (вертикально, горизонтально, наклонно) поможет в усвоении материала по математике, развивая зрительно-моторную координацию. Тесная связь с уроками литературы помогает полнее познакомить учащихся с художественным произведением, которое они иллюстрируют, развивая воображение и стимулируя активизацию самостоятельного творческого процесса. Важная роль принадлежит словесному сопровождению и правильному произношению используемого на уроке речевого материала. Прописывая на доске новые термины и понятия, учитель помогает объединить зрительный образ с грамматикой слова. Обращение к личному опыту, основам естественнонаучных, этнографических, исторических и культурологических знаний своей страны и региона создает ситуацию успеха, позволяя младшему школьнику увереннее чувствовать себя в коллективе.

Программа состоит из четырех больших блоков, позволяющих обучать, основываясь на том материале, который непосредственно близок младшему школьнику. Темы года раскрываются в определенной последовательности и взаимосвязи. Сначала это постепенно расширяющийся мир земли и неба, цветов и деревьев (I класс), животных и птиц (II класс), затем предметный мир людей (III класс), отношения между ними и внутренний мир человека, показанный школьникам через литературные произведения (IV класс).

Темы каждой четверти последовательно раскрывают тему года, усложняются практические задания, что позволяет систематизировать и расширять знания учащихся об окружающем мире, формировать целостное представление о его многообразии и многозначности.

Изучаемые темы - это объективно существующие источники содержания образования. Объективный мир - реальный мир окружающей нас действительности, живая и неживая природа. Субъективный мир - сам человек, его потребности и способности, личностные отношения к реальности, чувства и мысли, которые эта реальность вызывает в душе младшего школьника. Отсюда два подхода: изучение и переживание.

Каждая тема последовательно разворачивается в трех плоскостях: подготовка к восприятию, сам процесс восприятия, исследование и рефлексия этого опыта в изобразительной деятельности. При отборе объектов исследования материальные объекты условно сгруппированы следующим образом: объекты живой природы; объекты быта и предметной деятельности людей; художественные объекты, в которые заложена художественная идея. Особое внимание уделяется использованию регионального материала.

Тесная связь теоретических и практических занятий позволяет учащимся яснее увидеть и понять цельную картину окружающего мира, человеческого общества и изобразительного искусства в частности, способствует самостоятельному осмыслению творческих явлений и накоплению эстетических переживаний, пробуждает у младших школьников ответственное отношение ко всему, что окружает их в жизни.

Теоретическая часть занятия помогает ввести учащихся в мир природы, в историю человеческой культуры, в мир красоты и нравственности, в мир людей. Впечатления об услышанном и увиденном, полученные знания они закрепляют в различных видах изобразительной деятельности, что способствует лучшему усвоению материала. Это очень важно для детей в том возрасте, когда эмоциональная и зрительная память преобладают над другими видами памяти. Последовательность циклов занятий позволяет учащимся использовать приобретенные на предыдущих уроках изобразительные навыки для решения новых творческих задач. Технические навыки - не самоцель. Их освоение подчинено задачам осмысления художественных образов, с которыми сталкивается маленький школьник. Это позволяет овладеть изобразительными навыками не механически, а заинтересованно, сознательно, отдавая себе отчет в необходимости того или иного изобразительного приема.

Учебный материал излагается последовательно от простого к сложному: от восприятия чистого "белого листа" к ритмам, геометрическим фигурам и т.д., с постепенным усложнением визуальных объектов, образующих конкретную композицию на изобразительной плоскости.

Практические задания представлены в программе такими видами деятельности: рисование по памяти и представлению как творческая интерпретация реальности; трансформация реальности в фантастических образах; зарисовки с натуры или по результатам наблюдений за предметами или объектами; декоративная роспись; иллюстрирование и дизайн; зарисовки архитектурных объектов и пейзажей в графике или цвете.

В первом классе отрабатываются основные графические элементы изображения, начальные представления о композиции и компоновке рисунка на листе, правила пользования основными и традиционными доступными художественными средствами, навыки использования и смешивания основных цветов. В первой четверти первоклассники знакомятся с типами линий, контурным рисунком, понятиями ритма, симметрии и равновесия на примерах знакомых природных объектов. Во второй четверти дети осваивают изображение предметов с учетом освещения, учатся смешивать цвета, выполняя работы красками (изображение снеговика). Темы уроков "Снеговик во дворе", "Зимняя сказка в лесу", "Вокруг елочки" помогают объяснить первоначальные композиционные приемы, понятия "ближе - дальше", загораживание предметов друг другом. Во втором полугодии учащиеся закрепляют свои умения, иллюстрируя знакомые сказки "Колобок" (на новый лад) и "Приключения Буратино", выполняют зарисовки своих любимых игрушек. Усложняющиеся задания способствуют планомерному развитию зрительно-моторной координации, освоению начальных навыков анализа и сравнения объектов.

Во втором классе учащиеся закрепляют и расширяют знания основ изобразительной грамоты и навыки ее использования на основе тем, связанных с наблюдением и изучением окружающей действительности (уральская природа и ее обитатели), активно пополняется мир образов, формируются навыки наблюдения и воспроизведения. Темы четвертей ("Мир растений", "Мир животных", "Мир птиц" и "Подводный мир"), формируя изобразительные навыки, последовательно расширяют кругозор учащихся, обогащают их зрительный опыт.

Если первые два года мы преследовали цель ввести младшего школьника в культуру рисунка и проконтролировать успешность этого введения на природных объектах, обучая при этом аналитическому мышлению, то в третьем классе переводим все приобретенные знания, умения и навыки из области рисунка в мир человека и эстетики окружающих его архитектурных и технических форм.

В третьем классе продолжается закрепление и углубление знаний и навыков применения изобразительной грамоты, используются уже знакомые детям традиционные художественные материалы и смешанные техники. Учебный год начинается с изучения особенностей изображения человека (пропорций лица и тела, передачи движения). На уроках II и III четвертей учащиеся знакомятся с законами линейной перспективы; используя в работе чертежные инструменты, вычерчивают дома и улицы родного города, интерьер своей квартиры. В последней четверти, знакомясь с приемами выполнения элементов народных, декоративных росписей, они осваивают дизайн бытовых предметов, приобретают опыт функционально-конструктивного анализа и совершенствуют навыки свободного рисования.

В обучении визуальному мышлению не избежать изучения языка чертежа. Его роль в дизайне - это перевод проектных идей в материал, в реальность, поэтому элементы графической грамоты и работа чертежными элементами органично входит в систему начального дизайнерского образования третьеклассников.

В четвертых классах на базе уже приобретенных навыков грамотного изображения и на основе начал этнографических знаний, полученных на других предметах, выполняются сложные многофигурные композиции - иллюстрации к произведениям фольклора. Тема учебного года в четвертом классе "Мир сказок и фантазии" раскрывается через темы четвертей "Русские сказки", "Сказки А.С. Пушкина", "Сказы П.П. Бажова" и "Мир Фантазии". Стиль исполнения таких иллюстраций может быть разнообразным: академический, в форме лубочных картинок, в виде росписи предметов крестьянского быта, с использованием стилевых приемов хохломской, городецкой, гжельской и других росписей. Расширение этнографических знаний в этом возрасте выполняется через знакомство с русским народным костюмом и бытом, земледельческими и народными праздниками, с их обрядовым оформлением (устным и предметным), с художественной культурой Урала. Навыки изобразительной грамоты углубляются посредством самостоятельного выполнения узоров на основе декоративной переработки в стиле известных декоративных росписей форм растительного и животного мира. Темы этих работ ориентированы на иллюстрирование литературных произведений, описывающих в разных стилях окружающий предметный мир, а также чувства, ощущения и эмоции человека.

Учебно-методическим комплектом определены основные учебно-творческие и общевоспитательные задачи, последовательность их усложнения с учетом возрастных психофизиологических особенностей. Так, в рабочих тетрадях первого класса даны упражнения, помогающие младшим школьникам понять и запомнить расположение теней при освещении объекта с разных сторон. С правилами светотеневой проработки изображаемого объекта второклассники знакомятся, нанося карандашом светотени в заданном контурном рисунке. В третьем классе предусмотрены задания с тональной перспективой, которые выполняются как карандашом в рабочих тетрадях, так и красками в альбомах. В четвертом классе во время творческих работ учитель регулярно напоминает учащимся об особенностях объемного изображения объектов, закрепляя их знания и умения.

Уроки проводятся с учетом интересов учащихся, их психофизиологических возрастных особенностей и возможностей.

Новым направлением, которое разрабатывается нами в данном исследовании, является существенное изменение роли наглядных дидактических материалов. Из вспомогательного сопровождающего средства эти материалы становятся ведущим инструментом в развитии мышления младшего школьника. Сочетание работы в альбоме для рисования и в рабочих тетрадях позволяет, чередуя виды деятельности, избежать утомления младших школьников.

Наглядность и иллюстративность при тесной взаимосвязи процессов восприятия с процессами развития мышления играют большую роль на уроках изобразительного искусства. Для того чтобы учащиеся вошли в удивительный мир творчества, нужно учить их читать язык искусства. На каждом уроке желателен зрительный ряд: наличие предметов искусства в оригинальном исполнении, репродукции, диапозитивы, видеозаписи, диафильмы, работы учащихся прошлых лет, работы педагога. Рабочие тетради, приближая иллюстративный материал, помогают учителю предметно вести беседу.

Программой предусмотрен личностно-ориентированный подход в обучении, учитывающий и развивающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них общеучебные умения.

В классе общеобразовательной школы одновременно обучаются разновозрастные (в первый класс поступают от 6 до 8 лет) дети с разным уровнем подготовки, социального положения и материального обеспечения. Поэтому учителю необходимо дифференцировать учебные задачи в соответствии с уровнем их возможностей, что вызывает определенные трудности. "Усредненные" программные задачи отрицательно сказываются на эффективности обучения. У детей с высоким уровнем изобразительных умений и навыков занижение программных требований искусственно тормозит развитие способностей. Младшие школьники с низким уровнем умений и навыков, не справляясь с трудным заданием, теряют интерес к тому, чем они занимаются. Наличие на уроке рабочих тетрадей наряду с альбомами позволяет давать индивидуальные задания, предоставляя возможность выбора деятельности и создавая ситуацию успеха для каждого младшего школьника.

Дети младшего школьного возраста очень любят книжки с картинками, особенно, если принимают непосредственное участие в их создании. В первом классе они сами становятся иллюстраторами (III четверть - "Старая сказка на новый лад" - создание книжки по сказке "Колобок"), знакомятся с искусством оформления книг, учатся бережному отношению к ним. К концу каждого учебного года ученик становится соавтором новой книжки - завершенной им рабочей тетради по изобразительному искусству.

Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. В этом возрасте дети предпочитают ролевые игры, подражая действиям взрослых. В процессе игры они усваивают систему эталонов - сенсорных, этических, практических и др., уточняют знания о различных сторонах окружающего мира, учатся применять их в жизненных ситуациях. Использование рабочих тетрадей помогает превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для младшего школьника дело, обеспечить естественный переход от игры к обучению, развивают его творческие способности, основа которых - воображение. Выполнение учебных заданий становится осмысленным и интересным. Овладение нужными формообразующими движениями проходит в форме эмоциональной игры, в результате которой к концу урока у каждого ученика - законченная работа.

Сочетание работы в альбомах и тетрадях учитывает наличие на уроке разных художественных материалов. Основным материалом освоения живописной грамоты предлагаются акварель и гуашь. Используются цветные мелки (восковые) и карандаши, фломастеры, цветная бумага. В альбомах учащиеся работают красками и фломастерами, а в тетрадях - только простыми и цветными карандашами, что очень важно в первом классе, когда школьник учится писать. Работа карандашом развивает мелкую моторику, помогает контролировать степень нажима, получать удивительно красивые цветовые сочетания. Нет необходимости ждать, когда бумага высохнет, волноваться из-за пролившейся воды или неожиданно расплывающихся грязных пятен. О каком удовлетворении работой может идти речь, если большинство первоклассников не имеют навыка работы с красками? Научившись правильно и бережно держать карандаш, освоившись на плоскости листа, почувствовав уверенность в собственных творческих силах, они будут готовы к знакомству с акварелью и гуашью. При этом программой рекомендуется начинать работу сначала с одной краской, пока дети не научатся получать цвет нужной насыщенности. Удобным и занимательным объектом в этом случае является объемное изображение снеговика. Только справляясь с заданием, ребенок перестает бояться рисовать, бояться, что "выйдет плохо". Навыки изобразительной деятельности - вещь чрезвычайно важная, но они относятся к форме, а творчество - к содержанию. А, как известно - содержание определяет форму, а не наоборот.

Любой ребенок обладает природной способностью к творчеству. Поэтому в каждой четверти предусмотрены уроки "свободного" творчества на заданную тему, когда проявляются воображение, фантазия и индивидуальность каждого младшего школьника. Художественное творчество развивает эмоциональную отзывчивость, наблюдательность, художественные навыки, фантазию и воображение, дизайнерскую деятельность - преимущественно чувство пространства и визуальное мышление. Выполняя функцию упорядочивания образов в процессе познания, визуальное мышление опирается на абстрактные черты предмета, несет в себе элементы логики. Пропедевтические задания характеризуются наличием логических задач и использованием приемов формализации в процессе их решения. Целостный подход к изучаемым явлениям в процессе выполнения задания предполагает использование абстрактных понятий и обобщений. Абстрагирование является условием процесса познания и атрибутом творческого поиска в любой творческой деятельности. Выстраивание цепочки логических умозаключений в визуальных образах - процесс личностный, это способствует развитию не только новаторских навыков, но и выработке творческой индивидуальности.

Если просмотреть рисунки детей, поступающих в школу, то в них заметно явное преобладание агрессивных сюжетов. Поэтому программа рекомендует изображение объектов округлой формы, несущих положительный и эмоциональный заряд: солнышко и тучки, цветы и бабочки; вызывающие нежность и улыбку домашние животные, красивые и добрые герои знакомых сказок - яркие и образные. "Свободные" темы заменены на сказочное изображение объектов, позволяющие пофантазировать.

Схема проведения урока предполагается традиционной, не исключая элемента творчества самого учителя: организационный момент, связь с темами предыдущих уроков, теоретическая часть, практическая часть (которые могут быть совмещены при форме урок-игра, урок-открытие и др.), подведение итогов и завершение урока. Теоретическая часть урока строится в форме беседы или рассказа с демонстрацией зрительного ряда. Педагог, в зависимости от условий и подготовленности учащихся, их возможностей, может выбрать для работы на уроке разные формы практической деятельности:

  • выполнение заданий только в рабочих тетрадях или в альбомах;
  • сочетание работы в тетрадях и альбомах;
  • проведение теоретической части занятия с использованием зрительного ряда и иллюстративного материала, представленного в тетрадях, а практической - в альбомах.

Во всех возрастных параллелях предусмотрено домашнее задание, посильное для младшего школьника, и дающее возможность закрепить новые умения, имея перед собой образец в рабочей тетради, а не воспоминания о нем. Такой подход стимулирует к продолжению изобразительной деятельности по окончании урока. Он делает процесс обучения рисованию доступным для каждого учащегося, качественным и эффективным.

Наличие рабочей тетради позволяет школьнику самостоятельно или с помощью взрослых компенсировать пропущенные по болезни уроки.

Предусмотрены следующие разновидности домашнего задания:

  • завершение классной работы в рабочей тетради или в альбоме, если ребенок не успел выполнить необходимый объем задания на уроке;
  • наблюдение явлений в реальной, окружающей младшего школьника жизни (например, в первом классе - по наблюдениям ответить на вопрос "Какого цвета снег?" во втором - понаблюдать за птицами, прилетающими к жилью человека; в третьем - обратить внимание на объекты, находящиеся вдали; в четвертом - посетить музей или магазин, где представлены изделия из уральских камней);
  • самостоятельная или с привлечением взрослых поисковая деятельность (в первом классе - рассмотреть изображения ежиков, выполненные разными художниками в детских книжках; во втором - найти информацию о грибах нашего леса; в третьем - изучить роспись фарфоровой посуды дома, в магазине или музее; в четвертом - составить словесный портрет разумного существа по впечатлениям от прочитанных книг и просмотра фантастических фильмов).

Каждое выполненное практическое задание оценивается учителем, что создает условия для активной и полноценной работы учащихся на уроке. Учитывая специфику общеобразовательной школы (разный уровень художественного развития и подготовки учащихся, их способностей и возможностей, наличие художественных материалов и принадлежностей) неизбежен индивидуальный подход при выставлении отметки за урок. Критериями следует считать творческий труд, который младший школьник вкладывает в свою работу, степень выполнения поставленной задачи, умение пользоваться полученными знаниями и приобретенными навыками изобразительной деятельности, законченность работы, аккуратность и чистоту исполнения, своевременное выполнение заданий. Критерием художественного развития учащихся является способность понять, пережить, осмыслить увиденное, сформировать свое отношение к окружающему миру, так как любой творческий процесс немыслим без переживаний, эмоций, чувств. При этом недопустимо сравнивать между собой творческие работы разных детей - творчество индивидуально.

Интеграция требований федерального и национально-регионального компонентов образования дает возможность иллюстрировать изучаемые темы на материале уникальной природы и художественной культуры Урала. Художественное краеведение - одно из основных направлений внеклассной работы - необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение искусства родного края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание изобразительного искусства на конкретном жизненном материале, способствуя развитию визуального мышления младших школьников. Оно несет большое воспитательное значение: через изучение родного края, природы, людей, живущих в нем, оно формирует чувство гордости, гражданственности и патриотизма. Получаемые во время экскурсий знания дают возможность приобщиться к началам исследовательской и эстетической деятельности, создают условия для непосредственного контакта учителя с учениками, что позволяет достаточно глубоко и разносторонне изучить своих воспитанников и сформировать у них устойчивые и осознанные интересы к искусствоведческим знаниям.

Сочетание учебной и внеклассной деятельности позволяет расширять кругозор учащихся, создает условия для формирования целостного восприятия окружающего мира. Наблюдения за миром живых существ помогают понять единство и неразрывность природных связей, воспитывают бережное отношение к ним.

Учитывая специфику данного курса, предусматриваются различные виды внеклассной работы с учащимися:

  • посещение парков и скверов, зоопарка и цирка, выставок и музеев, театров;
  • экскурсии в мастерские и на предприятия, где создаются произведения искусства;
  • встречи с художниками и людьми творческих профессий;
  • проведение выставок и конкурсов по итогам уроков, четверти и года;
  • представление детских творческих работ вне школы.

Работая по программе "Рисую мир", ведущая цель которой - развитие визуального мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства, педагог:

  • обучает основам изобразительной деятельности;
  • создает благоприятные условия для развития личности младшего школьника в процессе общения с разнообразными объектами окружающей материальной среды в их многообразных связях;
  • закладывает основы визуальной культуры освоения окружающей материальной среды, культуры общения с визуальными объектами окружающего мира и мира искусства, дает опыт рефлексии собственных наблюдений;
  • предоставляет каждому школьнику возможность установления разнообразных связей между объектами окружающего его материального мира, перехода от конкретного опыта к обобщению, увязывая собственные наблюдения в целостную картину мира;
  • развивает осмысленное восприятие созидательной деятельности человека, умение устанавливать взаимосвязь между различными видами деятельности и предметами, как результат этой деятельности;
  • формирует у детей умение синтезировать самые разные впечатления, сводить воедино информацию, полученную из разных сфер опыта;
  • создает условия для созидательного творчества и решения специфических задач изобразительной деятельности;
  • способствует творческой активности в совместной деятельности взрослых и детей, умению обмениваться информацией, обосновывать свои наблюдения, открытия и действия, проверять достоверность выдвигаемых объяснений;
  • развивает способности осмысленно и творчески относиться к своим эмоциям, управлять ими;
  • воспитывает культуру поведения, через общение с педагогом и другими детьми в процессе создания и воплощения художественного образа.

Итогом работы педагога является успешное развитие визуального мышления младших школьников через целостное развитие его компонентов (зрительно-моторной координации, основных мыслительных операций и воображения) на основе регионального материала.

 

Мой E-mail.