Серикова Ирина Адриановна |
Методика диагностики уровня развития визуального мышления Диагностику развития визуального мышления младших школьников целесообразно проводить на основе рисуночной деятельности, поскольку рисунок - это материальная форма, в которую оформляются мысли. От того, насколько они многообразны и активны, зависит полученный результат. Именно рисунок используется в отечественной и зарубежной диагностике для выявления уровня развития тех или иных параметров. Создание принципиально новых тестов, как показывает мировой опыт, задача весьма длительная, однако модификация лучших отечественных и зарубежных образцов позволяет ее решить. Предлагаемая методика определения уровня развития визуального мышления на основе рисуночной деятельности разработана на основе факторного анализа большого количества разнообразных классических заданий. Тестовые задания представляют собой модели творческого процесса, каждое из которых включает различные виды изобразительной и мыслительной деятельности и вносит вклад в общее представление об уровне развития визуального мышления испытуемых. Задания предусматривают различные виды изобразительной и мыслительной деятельности учащихся в соответствии с выделенными нами основными компонентами визуального мышления (зрительно-моторная координация, владение основными мыслительными операциями, воображение) и условно разделены на три блока, хотя многие из них многогранны. Используя классические методики, мы стремились к максимально точному соблюдению авторских инструкций, как при проведении тестирования, так и при обработке результатов. При этом способы определения беглости и гибкости мышления, а также тщательность разработки идей были оставлены без изменений, тогда как для определения оригинальности ответов потребовалась адаптация тестов для младших школьников средних общеобразовательных школ. Специальное внимание при конструировании тестов уделено тому, чтобы сделать задания интересными и привлекательными для детей. Достоверность и надежность результатов тестирования обеспечены:
Тестовые задания предусматривают различные виды изобразительной и мыслительной деятельности учащихся в соответствии с выделенными нами основными компонентами визуального мышления (зрительно-моторная ко-ординация, владение основными мыслительными операциями, воображение) и условно разделены на три блока, хотя многие из них многогранны. Выделенное нами понятие "визуальное мышление", возрастные особенности учащихся, связанные с изобразительной деятельностью, а также поэтапная система развития визуального мышления младших школьников позволили определить показатели, критерии и уровни его развития. К показателям развития визуального мышления младших школьников были отнесены:
Оценка сформированности каждого показателя определялась с помощью критериев, соотнесенных с четырьмя уровнями: высоким, средним, низким и группой риска. Наличие "группы риска" объясняется тем, что в условиях общеобразовательной школы в классе одновременно обучаются дети разного психофизиологического и умственного развития, социального положения. Первый показатель - способность младшего школьника к выполнению заданий на зрительно-моторную координацию. О сформированности этой способности можно судить по следующим критериям: разработанность мелкой моторики руки и координации движений (четкость и направление прово-димых линий); наличие зрительно-двигательных навыков и зрительно-пространственных функции (соблюдение пропорциональности при копиро-вании или воспроизведении образца по памяти); умение различать фигуры на фоне; внимание и объем кратковременной зрительной памяти (воспроизведение всех элементов заданного изображения). Второй показатель - способность младшего школьника к выполнению заданий на основные мыслительные операции. О сформированности данного показателя позволяют судить следующие критерии: умение учащихся сосредоточиться, их внимание к деталям; планирование последовательности своих действий и умение ориентироваться в схеме, быстро переключаться и рас-пределять свое внимание; объем кратковременной и оперативной памяти; навыки классификации, анализа и обобщения. Третий показатель - способность младшего школьника к воображению. Данная способность определялась по следующим критериям: раскованность и уровень развития вербальной фантазии, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; оригинальность трактовки заданного сюжета и образов в самостоятельно выполненной иллюстрации; образная беглость и гибкость, оригинальность образов и свободное оперирование ими; умение продуцировать множество разнообразных ассоциаций и создать новый образ, источни-ком которого является объективная реальность. На основании выделенных показателей и критериев были определены уровни развития визуального мышления младших школьников. Каждое выполненное согласно требованиям задание оценивалось в три балла, при незначительных ошибках - два балла, при существенных - один балл, ноль баллов, если ребенок с заданием не справился. Сумма баллов за выполненные задания каждого блока позволяет сделать вывод об уровне развития того или иного компонента визуального мышления; суммарное количество полученных баллов является показателем уровня развития визуального мышления конкретного младшего школьника. Высокому уровню развития визуального мышления соответствует суммарное количество баллов от 65 до 75 (т. е. от 86% выполненных заданий и выше), среднему уровню - от 52 до 64 баллов (от 69% до 85%), низкому - от 32 до 51 балла (от 43% до 68%), группе риска - 31 балл и менее (до 42%).
К группе с высоким уровнем развития визуального мышления относятся младшие школьники с высокой для их возраста психофизиологической зрелостью и хорошо развитым визуальным мышлением. Для них характерны сформированные навыки зрительно-моторной координации: разработанность мелкой моторики руки и координации движений (проводят четкие линии в заданном направлении); хорошо развитые зрительно-двигательные навыки и зрительно-пространственные функции (точное соблюдение пропорциональности при копировании или воспроизведении образца по памяти); умение различать фигуры на фоне; предельное внимание и большой объем кратковременной зрительной памяти (безошибочное воспроизведение всех элементов заданного изображения). У этих учащихся ярко выражена способность к выполнению заданий на основные мыслительные операции: высокая сосредоточенность и внимание к деталям; умение планировать последовательность своих действий и уверенное ориентирование в схеме, быстрое переключение и распределение своего внимания; большой объем кратковременной и оперативной памяти; устойчивые навыки классификации, анализа и обобщения. При выполнении заданий на воображение учащиеся демонстрируют раскованность и высокий уровень развития вербальной фантазии, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; оригинально трактуют заданный сюжет и образы в самостоятельно выполненной иллюстрации; имеют ярко выраженную образную беглость и гибкость, создают оригинальные образы и свободно оперируют ими; могут свободно продуцировать множество разнообразных ассоциаций и создавать новый образы, источником которых является объективная реальность. В группу среднего уровня входят учащиеся с соответствующей их возрасту психофизиологической зрелостью и сравнительно развитым визуальным мышлением. У них сформированы навыки зрительно-моторной координации: достаточно хорошая разработанность мелкой моторики руки и координации движений (четкие и правильно направленные линии); развитые зрительно-двигательные навыки и зрительно-пространственные функции (хорошее соблюдение пропорциональности при копировании или воспроизведении образца по памяти); небольшие затруднения при различении фигур на фоне; хорошее внимание и достаточный объем кратковременной зрительной памяти (неточное воспроизведение элементов заданного изображения). Встречаются ошибки, вызванные недостатками произвольного внимания и отвлекаемостью. Хорошо выражена способность к выполнению заданий на основные мыслительные операции: могут сосредоточиться, внимательны к деталям; способны планировать последовательность своих действий и умеют ориентироваться в схеме; могут переключаться и распределять свое внимание; имеют достаточный объем кратковременной и оперативной памяти; умеют классифицировать, анализировать и обобщать. При выполнении заданий на воображение демонстрируют раскованность и хороший уровень развития вербальной фантазии, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; могут проявить оригинальность в трактовке заданного сюжета и образов в самостоятельно выполненной иллюстрации; у них развита образная беглость и гибкость; способны создавать оригинальные образы и оперировать ими; могут продуцировать множество разнообразных ассоциаций и создавать новый образ, источником которого является объективная реальность. У младших школьников с низким уровнем развития визуального мышления и отставанием от стандартной для этого возраста психофизиологической зрелости отсутствуют навыки произвольного контроля над собственной деятельностью. Учащийся некачественно выполняет работу, поскольку не сформированы навыки зрительно-моторной координации: не разработаны мелкая моторика руки и координация движений (отсутствует четкость в начертании линий, не соблюдается заданное направление); слабо развиты зрительно-двигательные навыки и зрительно-пространственные функции (не соблюдает пропорции при копировании или воспроизведении образца по памяти); затрудняется в различении фигуры на фоне; рассеянное внимание и маленький объем кратковременной зрительной памяти (не может воспроизвести элементы заданного изображения). Многочисленные неточности и ошибки вызваны отсутствием произвольного внимания и постоянной отвлекаемостью. Способность к выполнению заданий на основные мыслительные операции выражена слабо: не могут сосредоточиться, не внимательны к деталям; не способны планировать последовательность своих действий и ориентироваться в схеме; не умеют переключаться и распределять свое внимание; имеют очень маленький объем кратковременной и оперативной памяти; затрудняются в классификации, анализе и обобщении. Не справляются с заданиями на воображение, поскольку скованы и имеют низкий уровень развития вербальной фантазии, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; затрудняются в трактовке заданного сюжета и образов при иллюстрировании; не развиты образная беглость и гибкость; отсутствуют разнообразие в созданных образах и навыки оперирования ими; не умеют продуцировать разнообразные ассоциации и нет навыков создания новых образов на основе объективной реальности. Младшие школьники группы риска существенно отстают в психофизиологическом развитии и нуждаются в серьезном внимании со стороны своей семьи и педагогов. В самых сложных случаях мы видим в детских работах полное отсутствие понимания того, что от них требуется. Они не в состоянии выполнить задания на зрительно-моторную координацию поскольку: не разработана мелкая моторика руки и координация движений (линии проводят произвольно); не развиты зрительно-двигательные навыки и зрительно-пространственные функции (при копировании или воспроизведении образца по памяти допускают грубые искажения); не способны различить фигуры на фоне; отсутствует внимание и очень маленький объем кратковременной зрительной памяти (не могут запомнить и воспроизвести элементы заданного изображения, ограничиваясь примитивной схемой). Способность к выполнению заданий на основные мыслительные операции не выражена: учащиеся не могут сосредоточиться, не замечают детали; не умеют планировать последовательность своих действий и ориентироваться в схеме, переключаться и распределять свое внимание; не развиты кратковременная и оперативная память; отсутствуют навыки классификации, анализа и обобщения. Выполняя задания на воображение, демонстрируют крайне низкий уровень развития вербальной фантазии, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; непонимание заданного сюжета при иллюстрировании; отсутствие образной беглости и гибкости, оригинальности образов и навыков оперирования ими; не способны к ассоциациям и созданию новых образов.
Мой E-mail. |